Лого

    Задержка в развитии речи у ребенка

    Почему малыш молчит

    Задержка развития речи у ребенка

    Родителей всегда волнует задержка речевого развития малышей. Принято считать, что речь – это одновременно и показатель умственного развития. Тем не менее, это не совсем так. Скорее, наоборот: если у ребенка задерживается речь, то он замедляется в навыках общения и восприятия новой информации. Большинство детей после 2 лет активно начинают разговаривать. До этого малыш накапливает информацию, познает мир, а после второго дня рождения уже способен активнее участвовать в жизни. К этому времени у крохи уже достаточно развиты мускулы речевого аппарата и клетки мозга, поэтому малыш может выражать свои мысли с помощью слов. Однако нередко встречается и задержка речевого развития у детей, когда ребенок молчит совсем или говорит всего пару слов.

    Видео: Нежелание говорить

    Причины явления

    1. Неразвитые или слабые мышцы лица.

    задержка речевого развития

    Малыш часто роняет еду изо рта во время приема пищи, предпочитает мягкую еду твердой, говорит невнятно и мало, дышит ртом, у него высокое слюноотделение – все эти характеристики могут быть признаками недостаточного развития мышц губ и рта. Часто такое бывает, когда ребенка рано отнимают от груди.

    Вместе с этим ищут и читают:

    Как укрепить мышцы рта

    Для этого существуют несложные упражнения, которые легко выполнять в домашних условиях без присмотра специалиста.

    • Дуть и свистеть. Очень действенными являются тренировки, во время которых необходимо с напряжением сводить губы. Это может быть надувание мыльных пузырей. Также можно дуть на перышко, удерживая его в воздухе. Полезны для развития мышц рта свистульки, дудки и другие игрушки, в которые нужно дуть.
    • Сосать. Родителям следует чаще просить ребенка пить напиток через соломинку, при этом он должен пытаться втянуть щеки как можно сильнее.
    • Имитировать звуки. Детям нравится имитировать звуки различных предметов (поезд, машина, звонок, сирена), птиц и животных. К тому же, это очень полезное упражнение для укрепления мышц лица.

    2. Плохая концентрация слухового внимания.

    задержка речевого развития

    Эти дети плохо слышат фоновые шумы (т.е. шумы заднего плана), а также не понимают длинных фраз. Родителям необходимо научить ребенка обращать внимание на каждый звук. Проще всего это делать с помощью шуток. К примеру, когда вы читаете малышу книги, которые он хорошо знает, заменяйте привычное слово на какое-то другое, смешное, неожиданное для него. Также малышу нужно называть и показывать окружающие вещи, четко произнося слова и повторяя пару несколько раз.

    3. Слабый слух.

    задержка речевого развития

    Задержка речевого развития может быть из-за плохого слуха. Проблемы со слухом могут также стать причиной замедленного умственного развития. Если нарушения со слухом заметили поздно, может быть упущено благоприятное время для решения этой проблемы. К сожалению, большинство проблем со слухом обнаруживаются не сразу.

    Видео: Советы педиатра о стимуляции речи

    Когда начинать беспокоиться

    задержка речевого развития

    Существуют признаки, по которым можно понять, что со слухом ребенка и его речевым развитием есть проблемы.
    Новорожденные и дети до 3 месяцев должны успокаиваться при звуке голоса мамы и вздрагивать от хлопка руками на расстоянии 1,5-2 метров. Если этого не происходит, нужно показать ребенка врачу. Кроха не реагирует на погремушки, не повернет голову в сторону предмета, который издает звук, не агукает – это тоже весомые причины обратиться к специалисту.

    • 3-4 месяца: малыш не реагирует на жесты и улыбку.
    • 4-7 месяцев: малыш не начал реагировать на шумы, не интересуется звучащими игрушками. Он еще не умеет привлекать внимание взрослого голосом, не гулит, не лепечет. Единственный звук, который издает кроха, – громкий плач.
    • 8-12 месяцев: малыш плохо реагирует на шумы и звуки, не понимает речь, не может показать, где у него какая часть тела (где глазки, носик и т.д.). Ребенок не оборачивается на зов, а также не поворачивает голову к маме, которого назвали («Где мама?»). Кроха не пытается повторять за взрослыми слова и слоги («де-да», «на», «дай»). Малыш в возрасте одного года не радуется, когда с ним играют или обращают на него внимание.
    • 1-2 года: кроха не называет свое имя, не отвечает на вопросы типа «Куда ты идешь?». Малыш затрудняется ответить «да» или «нет». Ребенок в возрасте 1-2 лет не может показать на картинке предметы, которые вы просите показать («Где мишка?», «Где у котика хвостик?»). В речи малыша 2 лет часто звучат лепетные слова типа «ням», «дя» и тому подобные.
    • 2-3 года: малышу не нравится общаться с близкими. Он не может показать, где верх, где низ. Ребенок 2-3 лет не может произносить звукоподражания типа «мяу», «ку-ку». Он путает цвета, не понимает, что ему говорят. Могут в разговоре малыша с задержкой речевого развития присутствовать искаженные слова («и бу» — не буду, «ди ля» — идем гулять).
    • 3-4 года: ребенок может выговорить всего несколько гласных букв и некоторые согласные. Остальные звуки малыш пропускает или же произносит с искажением. В возрасте 3-4 лет он начинает показывать отдельные предметы на картинках, уже понимает речь, но все еще путает цвета. Не может пересказать даже маленький рассказ или сказку в 4 года.

    Что делать родителям

    задержка речевого развития

    Прежде всего, внимательно наблюдать за развитием малыша, особенно в возрасте до года. Если что-то не так, родители должны осознать, что существует проблема и с ней необходимо бороться. В первую очередь, нужно обратиться к специалистам и обязательно следовать их рекомендациям и указаниям. Какие проблемы ни были бы у малыша со здоровьем, они решаемы. И многое в выздоровлении зависит именно от родителей, задача которых – помогать крохе с первого года жизни в развитии навыков речи. Домашние упражнения, посещение логопеда, а также современные методы лечения способны сделать чудеса. Обратите внимание еще на то, что девочки развиваются быстрее. Они могут начать говорить не в 2 года, а раньше. Принято считать, что мальчики позже начинают говорить. Хотя проблемы со слухом и задержка речевого развития у мальчиков диагностируют в два раза чаще, чем у девочек.

    Как помочь ребенку: упражнения, которые можно выполнить дома

    При задержке речевого развития можно проводить различные игры.

    1. «Непонималки». Чтобы стимулировать речевую активность, специалисты рекомендуют использовать всякие «непонималки». Что это такое? Итак, малыш пытается что-то сказать родителям с помощью жестов. Взрослые изображают непонимание, малыш при этом вынужден произносить какие-то звуки.
    2. Игры с артикуляцией. Также полезно выполнять ежедневно различные упражнения на артикуляцию. Продолжительность уроков должна составлять пять-десять минут. В комплекс тренировок необходимо включить упражнения для языка и губ. Со временем включите в игру задания на развитие внимания, моторики, а также дыхательные упражнения.

    Различаем звуки

    задержка речевого развития

    Чтобы привлечь внимание малыша от года до 5 лет к звуку, попробуйте научить его различать звучание различных предметов и вещей. Пусть ребенок заметит разницу между шумом бытовой техники и улицы, звучанием музыкальных игрушек и животных. Предложите крохе закрыть глаза и отгадать, кто воспроизводит звук. Полезным будет обучение малыша звукоподражанию («как кричит курочка/котик/собачка/кукушка» и т.д.). Обращайте внимание ребенка на произношение звуков. Соблюдайте последовательность в изучении. Сначала работайте над гласными, а затем над согласными. Не пытайтесь сразу услышать от крохи шипящие звуки. Дети с задержкой речевого развития смогут произнести их в возрасте 6 лет, а то и позже. Играть в подражание звуков удобно на прогулке. Спросите у малыша, как дует ветер, как мычит корова, как капает дождь. Сначала он будет произносить один слог. Взрослому необходимо похвалить ребенка и произнести слова правильно.

    Развиваем словарный запас

    задержка речевого развития

    Дети 3-5 лет обычно любят наблюдать за жуками, муравьями, бабочками, слушать шелест листьев, изучать травинки и цветочки. Это помогает расширить словарный запас малышей, если взрослые будут показывать и называть все, что окружает малютку. Хорошо было бы по приходу домой зарисовать все увиденное на природе, составить небольшой рассказ о происходящем. Занятия в форме игры необходимо проводить таким образом: взрослый строит предложение, максимально используя природные вещества. К примеру, необходимо ввести в речь малыша предлоги (из, по, в). Взрослый говорит ребенку: «Похлопай ручкой по водичке», «Достань из песка игрушку» и т.д.

    Песок может также понадобиться для следующей игры – «Маленький-большой». Для этого занятия взрослому необходимо рисовать на песке маленькие и большие предметы. Таким образом, можно ввести в речь ребенка уменьшительно-ласкательные слова: кот-котик, машина-машинка, птица-птичка и т.п. Эту игру очень любят дети 3-5 лет!

    Во время проведения занятий с малюткой нужно чаще обращаться к объектам, которые его окружают. После занятия, посвященного домашним питомцам, обращайте внимание малыша на животных, как они себя ведут дома или на дворе, какую пользу приносят. Можно подражать их поведение, спрашивать у ребенка 3-5 лет, как ходит кошка, как лошадка цокает, как птичка летает и так далее.

    Биологически активные точки

    Всем известно, что на стопах и ладонях расположены точки, которые отвечают за речь в том числе. Предложите малышу потереть ручки, помассировать каждый пальчик, а также размять стопы. Полезно разминать ручки и ножки малышу до года. Вы можете сшить подушечки (для этого выбирайте плотную ткань), наполнив их галькой разного размера. После этого предложить малышу пройтись по такой подушечке. Активные точки на стопах, отвечающие за речь, будут массироваться. Эти простые упражнения помогут вашему малышу развиваться и правильно произносить звуки.

    Оценить:
    (7 голосов, оценка: 5,00 из 5)
    Поделиться: