Лого

    Задержка психомоторного развития у ребенка

    ЗПР у детей

    задержка психомоторного развития у детей симптомы

    Врачи часто диагностируют ЗПР (задержка психомоторного развития) у детей раннего возраста. Это явление — понятие психолого-педагогическое. Оно характеризуется признаками: отставание развития психики в целом или же отдельных ее функций (моторики, сенсорных функций, речи, эмоционально-волевой сферы). Важный момент: ЗПР имеет обратимый характер. Также среди диагнозов можно встретить и ЗМР.

    Моторное и психическое развитие у детей — основные показатели его здоровья. Каждый ребенок уникален и неповторим, но, тем не менее, существуют общие закономерности в физическом, познавательном и эмоциональном развитии. В раннем детстве стремительно развивается мозг, завершается формирование нервной системы, формируется организм малыша для нормального функционирования познавательных, интеллектуальных и физических способностей. Многие заболевания в младенческом возрасте, когда ребенку всего несколько месяцев, начинаются бессимптомно.

    Причины

    задержка психомоторного развития у детей симптомы

    Факторы, повлиявшие на ЗПР (задержка психомоторного развития), могут быть разными. К примеру, поражение или дисфункция головного мозга, которые могут возникнуть в раннем детстве, внутриутробно, во время рождения, а также быть врожденными. Предрасполагающим фактором является генетическая предрасположенность — недостаточность (т.е. слабость) ЦНС. Среди причин появления ЗПР у детей — соматические заболевания, которым подвергаются физически ослабленные малыши. Также врачи выделяют такой фактор, как нарушение конституционального развития — ребенок начинает отставать от своих ровесников по физическому и психологическому развитию.

    Вместе с этим ищут и читают:

    Видео: Помощь крохе

    Признаки задержки психомоторного развития

    задержка психомоторного развития у детей симптомы

    У детей задержка психомоторного развития может иметь разные симптомы. Однако можно выделить ряд основных признаков, которые характерны для детей с этим отклонением.

    Эмоционально-волевая незрелость. Дети, у которых синдром ЗПР, являются эмоционально не устойчивыми: у них часто меняется настроение, они с трудом адаптируются в детском саду, им тяжело общаться с ровесниками. Они стеснительны, всего боятся, не уверены в себе, у них наблюдаются нарушения в поведении. Могут быть несколько фамильярными со взрослыми, им сложно закончить начатое дело. Это все признаки недоразвития социальной зрелости.

    Нарушения внимания. Ребенок часто отвлекается от дела, не может сосредоточиться, причем это может сопровождаться как сниженной, так и повышенной речевой и двигательной активностью. Если у малыша повышена речевая (двигательная активность) и при этом ему присущи нарушения внимания, у ребенка СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперреактивностью).

    Проблемы с восприятием. Ребенку сложно сформировать целостный образ. Малышу сложно узнать какой-то предмет по его части (к примеру, хвост кота кроха не ассоциирует с котом). Детям с проблемами восприятия тяжело распознавать схематические изображения. Такая особенность — это, прежде всего, причина некой ограниченности знаний малыша об окружающей действительности.

    Нарушения развития памяти. Ребенку сложно запомнить стишок, он часто что-то забывает. Ему сложно заставить себя выучить и воспроизвести информацию, ему не интересно познавать новый материал.

    Проблемы с речью

    задержка психомоторного развития у детей симптомы

    Особенности нарушений речи зависят от тяжести и формы ЗПР, а также особенностей основного нарушения. В некоторых случаях может быть незначительные отклонения, в других — системное недоразвитие речевого аппарата. Зачастую у детей с задержкой психомоторного развития достаточно бедный словарный запас. К тому же, они часто допускают ошибки, которые связаны с неправильным или недостаточно точным пониманием известного им слова. Так, ребенок может обозначать с помощью одного и того же слова совершенно разные по смыслу понятия. Причиной этого является недостаточное представление о мире, низкий уровень знаний.

    Также часто у малышей бывает темповая задержка речи. Она может быть вследствие различных причин. Побороть эту проблему не составит труда, если заниматься с логопедом, а также следовать всем советам опытных специалистов. Темповая задержка исправляется также с помощью массажей, который помогает активизировать речевой аппарат малыша.

    Отставание в мышлении

    задержка психомоторного развития у детей симптомы

    Дети с проблемами психического и моторного развития плохо умеют или не умеют вовсе владеть всеми интеллектуальными операциями (анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, абстрагироваться). Эти особенности детского восприятие проще всего обнаружить во время решения задач на логическое мышление. Их можно вычислить с раннего возраста. К примеру, ребенок с легкостью классифицирует предметы по различным признакам (форма, цвет и т.д.), но при этом ему сложно понять, что можно различать вещи по размеру, материалу, т.е. смотрят на классификацию достаточно поверхностно.

    Таким образом, при характеристике предмета малыш с ЗПР назовет в 2 раза меньше признаков, чем его сверстник с нормальным развитием. У таких детей характерна:
    Сниженная познавательная активность. Такие дети либо не задают вопросов об окружающем мире, либо спрашивают исключительно о внешних свойствах предметов. Малыши могут быть как несколько медлительными, пассивными, с замедленной речью либо наоборот — многословны, активны, разговорчивы.

    Нарушения игровой деятельности. Иногда детям сложно осознать все компоненты сюжетно-ролевой игры. Способы общения, действия, сюжет, главные герои в игре, придуманной малышом, достаточно обыденны и бедны по содержанию.
    Мы рассмотрели основные признаки, которыми характеризуется задержка моторного развития малышей, а также проблемы с их психическим освоением действительности.

    Родителям на заметку: нормальное развитие малыша — характеристика

    задержка психомоторного развития у детей симптомы

    Чтобы отследить задержку в нервно-психическом развитии ребенка, родителям необходимо внимательно наблюдать за малышом, постоянно контролировать его умения и навыки. Для этого необходимо знать, как должен развиваться малыш.
    Если ребенку 1 месяц, он должен фокусировать взгляд, следить за движущейся игрушкой, реагировать на голос взрослого, изменять, прекращать плач, лежа на животе поднимать ненадолго голову, издавать короткие звуки, улыбаться при виде взрослого.

    Если малышу 2 месяца, он может длительно смотреть на предмет, искать источник звука, поворачивать голову. Ребенок двух месяцев должен уверенно держать голову. Дети в этом возрасте начинают гулить, быстро отвечать улыбкой, когда с ними общаются взрослые.

    В 3 месяца у ребенка должны угасать рефлексы новорожденного. Малыш начинает двигаться к игрушке, начинает отводить руки от плеч. Дети в 3 месяца плачут с разнообразной интонационной окраской, поэтому мамы часто понимают, что хочет сказать малыш своим плачем. Во время общения с улыбающимся взрослым, малыш отвечает улыбкой, двигает ножками, ручками, начинает смеяться, издавая радостные звуки.

    Задержка психомоторного развития у ребенка

    В 4 месяца малыш может поворачиваться самостоятельно на живот, смеяться в голос. Он уже узнает маму и радуется ее появлению. Дети 4 месяцев поворачивают голову в сторону источника звука, рассматривают руку, разглядывают игрушки.
    В 5 месяцев малыш уже может стоять ровно при поддержке взрослых, садиться, внимательно изучает и рассматривает игрушки, тянет их в рот, эмоции выражает с помощью смеха и хныканья.

    В 6 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги, уже может кушать с ложки, пробует пить из чашки. У крохи начинает формироваться внимание, он умеет по-разному реагировать на ту или иную ситуацию, а также на свое и чужое имя.

    Если ребенок отстает по тем или иным характеристикам, родителям в первую очередь необходимо обратиться к специалистам, чтобы выяснить причины происходящего и начать своевременное лечение. Тем не менее, следует отметить, что задержка моторного развития — это промежуточная ниша между патологией и нормой. У детей с отставанием психического развития нет каких-либо грубых нарушений, как, скажем, у детей с проблемами со слухом, зрением, в опорно-двигательной системе и т.д. Задача родителей — не паниковать, а вовремя заметить патологии у малыша и активно бороться с ними.

    Опыт показывает, что практически все дети, у которых временная неосложненная форма задержки развития, могут адаптироваться в социальной среде, а также преуспевать в общеобразовательной школе. Для этого нужно чтобы родители и педагоги знали, что все проблемы и трудности, которые возникают в процессе обучения на первых этапах, — это не лень или нежелание малыша учиться, а следствие объективных причин, которые с помощью специалистов могут быть успешно устранены.

    Оценить:
    (5 голосов, оценка: 5,00 из 5)
    Поделиться: