Лого

    Признаки и причины замедленного психического развития у детей

    Что делать, если ребенок не говорит

    задержка психического развития

    Задержка психического развития – тревожный сигнал, угрожающий социальным возможностям ребенка. Родители бывают очень расстроены, шокированы после разговора с педиатром и намерены глубже изучить особенности возникшей проблемы. В последние 20 лет имеет место тенденция роста у детей случаев задержки психического развития. Вердикт педиатра не окончателен, каждый малыш требует индивидуального подхода и дальнейшей консультации профильного специалиста. Но если ваши подозрения подтверждаются врачом – это не повод для отчаяния. Общими усилиями профильных специалистов и родителей малыш справится с проблемами. При этом некоторые из них даже не классифицируются как заболевание.

    Кроме того, нужно сразу отделить понятие задержки психического и умственного отставания. Интеллект – это не вся психика, и диагноз ЗПР автоматически не относит малыша к числу особенных детей. Международный классификатор с кодом по МКБ – 10 указывает, что ЗПР не является заболеванием, а только лишь отклонением от нормы, которое можно откорректировать.

    Подозрения

    задержка психического развития

    Однажды у внимательной и заботливой мамы появились смутные подозрения, что ее любимый малыш ведет себя не так, как его одногодки: в два года еще не разговаривает, плохо ходит, не проявляет интерес к игрушкам, замкнут, не может сосредоточиться – симптомы тревожные и неприятные. Значит, пришло время обратиться к доктору, разобраться, что стало причиной такой ситуации, и выбрать способ лечения. Проблемы не исчезнут сами собой, и чем раньше родители обратятся за помощью, тем больше шанс снизить риск задержки психического развития ребенка.

    Видео: Рекомендации и предостережения

    Признаки проявления отклонений психического развития малыша

    задержка психического развития

    Естественное развитие ребенка происходит благодаря гармоничному взаимодействию психических способностей в когнитивной составляющей, такой как: внимание, память, язык, визуальное и пространственное восприятие, эмоциональной и коммуникативной областях. Если у детей плохо развито мышление, они эмоционально нестабильны, отсутствует внутренняя мобилизация при попытке выполнить задание. Бывают трудности со вниманием, запоминанием и коммуникабельностью, это указывает на возможность задержки психического развития. Для новорожденных детей с выраженной задержкой психического развития, возможно, отсутствие реакции на погремушки и яркие игрушки после 2 месяцев, игнорирование голоса и улыбки мамы до 3 месяцев, нежелание сидеть, ползать или ходить в установленные сроки. Такие симптомы говорят о серьезном дисбалансе психического развития малыша.

    Заботливые родители обязательно обратят внимание на то, что кроха запаздывает с умением самостоятельно держать ложку, обуваться, не желает участвовать в коллективных играх, агрессивен или нерешителен. Но чаще всего задержка психологического развития диагностируется в дошкольном или младшем школьном возрасте.

    Малыш не проходит тест перед поступлением в школу, не может выполнить задания, у него затруднения с выражением эмоций, он некоммуникабелен, не может усвоить учебный материал, пишет с большим количеством ошибок, отвлекается и не может сконцентрироваться для решения поставленных задач. Это повод для беспокойства родителей, немедленного обращения к врачу и определения возможной задержки психического развития их любимого ребенка.

    Вместе с этим ищут и читают:

    Причины возникновения отставания

    задержка психического развития

    Факторы, обуславливающие появление в современном обществе детей с задержкой психического развития, носят биологический и социальный характер. Биологические факторы могут быть вызваны тяжелым течением беременности, перенесенными внутриутробной инфекцией или гипоксией, травмах при родах, недоношенностью, поражением участков центральной нервной системой или генетической предрасположенностью. Большую роль в увеличении отклонений в психическом развитии детей играет социальный фактор. Разорванная связь между матерью и ребенком может привести к настоящей трагедии.

    Задержка психического развития выявлена практически у всех детдомовских детей, от которых в роддоме отказались родители. Но дети, попавшие туда гораздо позже, таких задержек не имеют, их психологическое развитие соответствует норме. Особенности связи матери и малыша позволяют ему быстро научиться ориентироваться в окружающем его мире, планировать свое поведение, адаптировать его к ситуациям и приобрести первые коммуникативные навыки.

    Общая характеристика всех детей с задержкой психического развития – это замедленное развитие когнитивных и эмоциональных связей, которые иногда нарушает тяжелая болезнь, но чаще всего сами родители. Рассказывая сказки, разговаривая с малышом, участвуя в играх, занимаясь совместным чтением, рисованием, лепкой, мама с первых дней помогает ребенку выработать необходимые навыки мышления. А эмоциональная сфера малыша формируется материнской любовью. Но мать должна помнить, что особенности образования и социализации малыша исключают чрезмерную опеку и ограничение свободы ее любимого чада, ведь познавать мир так чудесно!

    Виды ЗПР и их классификация

    задержка психического развития

    Существуют несколько видов ЗПР, имеющих свои особенности не только из-за причин и симптоматики, но и способов лечения. Классификация психических задержек происходит исходя из их особенностей:

    1. Конституциональная форма ЗПР отличается особенностями генетического строения. Для детей с такой задержкой характерны одновременное в развитии психики и физиологии. Характер и настроение у ребенка в большинстве случаев отличные, он прощает обиды и не злопамятен. Но неразвитая эмоционально — волевая область не дает возможность сформировать мотивацию для обучения. У детей с конституционной задержкой психического развития с удовольствием ходят на уроки, их радует получение оценки независимо от качества, в тетради вместо задачи могут появиться рисунки, а процесс обучения легко заменят игрой. Ребенок будет неуспевающим из-за недостаточного формирования операций мышления, об ограниченном понятии об окружающем мире и невозможности получения информации.

    Психология детей с конституционной задержкой психического развития очень своеобразна – они любят игры. Поэтому коррекция развития в игровом формате дает хорошие результаты. Квалифицированный педагог найдет подход к такому ребенку, а если из-за неуспеваемости малыш не сможет перейти в следующий класс, то без проблем примет новый учебный коллектив и учителя.

    2. Для малышей с задержкой психического развития соматогенного класса отличительными чертами являются отсутствие мотивации, интереса к поставленным задачам и желания преодоления препятствий. Задержка происходит из-за перенесенных крохой заболеваний, влияющих на работу мозга: хронические инфекции, аллергия, дистрофия и пр.

    Такие дети имеют у абсолютно здоровых родителей. В школе ребенок тяжело адаптируется в новом коллективе, испытывает скуку, плачет. Он пассивен и некоммуникабелен, адекватно воспринимает окружение, но без руководства будет совершенно беспомощен. Особенности соматогенной задержки ведут к быстрой утомляемости, малыш жалуется на головную боль и боли в области сердца, поэтому отказывается продолжать процесс обучения при возникновении трудностей.

    Таким детям необходима совместная лечебная и педагогическая поддержка. Легче всего они адаптируются в учебных заведениях санаторного характера или специализированных классах с медицинско–педагогическим режимом.

    3. При психогенной ЗПР характерны нормальное физическое здоровье, отсутствие соматических заболеваний, но дети имеют наличие мозговой дисфункции. Основной причиной психогенной задержки является социально — психологический фактор, проще говоря, это дети, лишенные внимания матери, заботы в семье и эмоционально обделенные с плохой мотивацией к самостоятельному решению задач, инфантильные и не приспособленные для адаптации в общество. А если в семье часты конфликты и малыш подвергается подавлению и наказанию, он становится пассивным, забитым, тревожным и некоммуникабельным. Особенности характеристики ребенка с психогенной задержкой психического развития – немотивированная агрессия, неустойчивое внимание, покорность, индивидуализм и отсутствие мотивации к продуктивной деятельности.

    Признаки и причины задержки психического развития у детей

    Если педагог проявит заинтересованность в таком ребенке, применит индивидуальный подход для мотивации интенсивного обучения, у крохи есть шанс восполнить пробелы, адаптироваться в коллектив, обогатить себя эмоционально и научиться самостоятельно выполнять поставленные задачи.

    4. Особенности ЗПР церебрально — органического вида — нарушения мозговых функций локального характера. Патология связана с тяжелым течением беременности, гриппом, перенесенным в период беременности, алкоголизмом или наркоманией одного из родителей, инфекционные и перенесенные тяжелые заболевания сразу после рождения. Для таких малышей возможна астеничность в поведении, сниженная трудоспособность и невозможность сосредоточится, у них могут быть проблемы с памятью. Малыш не понимает правил отношений в коллективе, не может скоординировать свои эмоции с ситуацией, не способен учиться на своих ошибках. Он инфантилен и не понимает разницу слов «хочу» и «могу».

    Главное, в возможности психического развития для детей с церебрально-органической задержкой заключаются в постоянной корректирующей воспитательной помощи восстановления психического развития, обычная программа обучения для них нерезультативна.

    Ребенок с ЗПРР (задержка психоречевого развития)

    задержка психического развития

    В последнее время по многим причинам диагноз, связанный с задержкой развития речи, звучит все чаще, но это не страшно, если причину выявить рано и вовремя провести лечение заболевания. Дети с задержкой психического развития могут иметь дополнительную проблему, которую спровоцируют основные неврологические или психические заболевания, — отставание развития речи. Если задержку в речевом развитии вовремя не исправить, то со временем все больше будет отставать психика малыша, а учеба в школе и общение с ровесниками станет невыносимыми. Особенности ЗПРР заключаются в усугублении проблемы лечения основного заболевания головного мозга или нервной системы из-за затруднения в адаптации, полноценного получения знаний из-за затормаживания мышления.

    Так как задержка речевого и психического развития происходит из-за расстройства работы мозга, генетических факторов или неблагоприятной семейной обстановки, то лечить необходимо не только ЗПРР, но и причины ее возникновения. При ЗПРР комплексное лечение начинают незамедлительно. В терапии принимать участие должны логопед, невролог, и другие узкопрофильные специалисты, а также родители ребенка. Дети с ЗПРР хорошо обучаются и при правильном лечении могут легко догнать своих сверстников.

    Ограничение психосексуального развития ребенка

    задержка психического развития

    Задержка детского психосексуального развития – одна из самых распространенных нарушений сексуального становления. Ее особенности заключаются в несоответствии сроков формирования сексуальности и возраста ребенка. Основные симптомы – это затянувшиеся платонические отношения без желания и перспективы их развивать в будущем. Нужно учитывать, что психосексуальные задержки носят соматический, социогенный и психогенный характер. Соматические причины наиболее
    трудно поддаются коррекции и обусловлены биологическими факторами, связанными с нарушениями в эндокринной системе.

    Психогенные задержки связаны с нарушениями в формировании психики и могут наблюдаться при общем запаздывании психического развития. Неверном половом воспитании педагогами и родителями, формирующими определенный социогенный фактор. Запрещение своевременного доступа ребенка к сексуальной информации формируют торможение этапов психосексуального развития, а в более тяжелых случаях деформацию личности. Если вы обнаружили у своего малыша признаки, которые ведут к психосексуальному запаздыванию, постарайтесь ускорить прохождение тех этапов, на которых ваше чадо задержалось. И обязательно узнайте причину, по которой такая задержка случилась.

    Лечение и реабилитация детей с задержкой психического здоровья

    задержка психического развития

    Диагноз ЗПР – ни в коем случае не является приговором, а считается как крайний вариант нормы психического развития человека, граничная область между нормой и отклонением. Задержка психического развития в международной медицинской классификации обозначена как синдром, входящий в структуру определенного неврологического, психического или соматического заболевания (МКБ-10). Поэтому в основе лечения ЗПР лежит многодисциплинарный подход к проблеме с участием педиатров, неврологов дефектологов, логопедов и других профильных специалистов.

    После того как изучены симптомы, поставлен диагноз и выяснены причины возникновения ЗПТ, а также произведена проверка для исключения смежных видов заболеваний (например, при задержке речи, нет ли проблем со слухом), специалисты назначают комплексное лечение и наблюдение за его ходом. Если вы своевременно, терпеливо и пунктуально начнете упорно работать со своим малышом, у вас получится решить многие проблемы, ребенок в процессе реабилитации выздоровеет, и не будет ни в чем уступать своим сверстникам. И обязательно помните, что материнская любовь и забота, ежедневное упорное стремление к цели возвратит здоровье вашему любимому малышу. Восстановить нарушенные связи, может, только природа, врачи укажут более короткий путь к выздоровлению, но основную работу должен сделать кроха вместе со своей любящей мамой!

    Профилактика образования задержки психического здоровья малыша

    задержка психического развития

    Как избежать задержки психического здоровья и никогда не столкнуться с отклонением в психическом развитии любимого ребенка – этот вопрос тревожит многих мам. Особенности профилактики ЗПР очень просты: будущие мамы должны строго следить за своим здоровьем и стараться избегать инфекционных заболеваний. А связь с ребенком можно начать восстанавливать сразу после беременности, рассказывая сказки. Прекрасный способ успокоить плачущего малыша, повторив волшебную сказку, которую он слышал еще в животе у мамы! Потом вы вместе будете делать еще много разных дел – читать, рисовать, учить стихи.

    Оценить:
    (6 голосов, оценка: 5,00 из 5)
    Поделиться: