Особенности социализации малышей с ОВЗ

Проблема ОВЗ

Полноценный член общества

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из самых актуальных проблем нынешнего российского социума. В современном обществе наблюдается стремительное сокращение трудоспособного населения, а также ухудшение качества его состава на фоне увеличения количества случаев инвалидности. Развитие социального фактора малышей с ограниченными возможностями положительно воздействует на дальнейшую судьбу экономики.
Социализацией называется процесс развития и самосовершенствования ребенка, который возникает в итоге взаимодействия крохи с внешним миром. По ходу социализации малыш получает навыки, которые необходимы для жизни среди окружающих индивидов.

Социализация детей — тяжелая и кропотливая работа. Все же есть две стороны этого процесса. Первая, это заинтересованность общества в социализации каждого ее члена. Важно чтобы все дети приняли правила, нравственные и социальные ценности, принципы и стали полноправным звеном системы. Вторая сторона – влияние случайностей и спонтанных процессов в окружении.
Главное, что наука «педагогика», позволяет определить: элементы социализации, ее роль в становлении личности, направления, методы и формы внедрения детей в отношения социума, условия, позволяющие ребенку познавать окружение и найти свое место в социальной системе.

Главной проблемой ребят с ОВЗ является нарушенная связь с внешним пространством, ограничение двигательной активности, недостаток общения со сверстниками. Эти проблемы возникают вследствие неправильной социальной политики (отсутствие транспорта для инвалидов, социальных служб и т.д.) и искривленного общественного сознания (предвзятого отношения полноценных детей к малышам с ограниченными возможностями).

На современном этапе специальные школы и интернаты для особенных детей являются сегрегационными. Этот факт расценивается, как навешивание ярлыков на таких малышей.

Социально-психологический фактор в помощи детям с ОВЗ

Методы адаптации

Эффективность социализации детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от следующих факторов:

  • Толерантное отношение к инвалидам, а также желание оказать им помощь.
  • Полнота и правдивость информации о проблемах детей с ОВЗ, донесенная учителям и ученикам различных образовательных учреждений.

Эти факторы играют огромную роль в социальной интеграции малышей. Для того чтобы найти решение этой проблемы, необходимо учесть влияние неблагополучных личностных особенностей ребенка, которые тормозят его развитие и самореализацию (замкнутость, неуверенность в себе и т.д.).
Как помочь ребенку с ограниченными возможностями

Для того чтобы помочь малышу адаптироваться в современных социально-экономических условиях, необходимо целенаправленно раскрывать его потенциал в разноплановых формах деятельности. Для этого необходимо провести работу в следующих направлениях:

  • Развить духовные и физические способности малыша.
  • Поддержать его физически и морально, создать условия для душевного равновесия.
  • Облегчить бытовые и жилищные условия.
  • Вовлечь ребенка в общественную и культурную жизнь.
  • Содействовать в получении образования, овладении определенными навыками.
  • Установить контакт с внешним миром.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от его круга общения, преподавателей, государственного уклада и системы образования.

Вместе с этим ищут и читают:

Важно для родителей деток с ОВЗ

Что нужно знать маме и папе

Многие родители считают ребят с ограниченными возможностями здоровья обузой или наказанием. Но на самом деле это не так. Чем быстрее мамы и папы поймут, что особые ребята просто другие, не такие, как все, и что социализация детей с овз являеться необходимым этапом их жизни, тем крепче будут между ними семейные узы. Каждый родитель должен помнить несколько основных правил:

  • Не ждите от малыша многого. Он должен жить своей жизнью, а не пытаться реализовать ваши мечты и желания. Помните о том, что это необычный ребенок.
  • Не стыдитесь крохи. Она чувствует это на подсознательном уровне, даже если вы не признаетесь об этом вслух. Ваше отношение может привести малыша к депрессии или развить сильные комплексы.
  • Примите его, каким он есть. Ребенок не виноват в том, что он таким родился. Забудьте о мнении посторонних, об их косых взглядах. Малютка должна быть для вас на первом месте.
  • Не ждите быстрых успехов. Если вы хотите научить чему-то малыша, не ждите, что результат будет мгновенным. Привыкайте довольствоваться малым и радуйтесь даже незначительным достижениям.
  • Не ищите проблему в себе. Если вы считаете себя виноватым, не замыкайтесь. Помните о том, что вы нужны ребенку. Поддерживайте его изо всех сил и не думайте о том, как все сложилось бы, будь он таким, как другие дети.
  • Позаботьтесь об адекватном окружении. Если ваши друзья не хотят воспринимать малыша, стыдятся его и отказываются появляться с вами на людях, смените круг общения. Найдите новых друзей, возможно, тех, кто не понаслышке знаком с ситуацией, в которой вы оказались. Таким образом, и вы найдете себе приятных собеседников, и малыш будет играть не в одиночестве. Семьи, которые переживают то же, что и вы, смогут дать вам совет и оказать поддержку. В общении с такими людьми вы не будете стесняться или переживать, поскольку они принимают вас на равных.
  • Вам не нужно идти на жертвы. Многим родителям удобно всю жизнь искать проблему в невиноватом младенце. Они считают, что их лучшие годы проходят зря, поскольку им постоянно необходимо чем-то жертвовать. А на деле, оказывается, что все жертвы у вас в голове. Не стоит менять привычный уклад и вести затворническую жизнь. Чтобы ни сказали о вас люди, помните, что это недостаток их воспитания, а не ваша вина.
  • Учитесь вести себя достойно. Мы не в силах предсказать реакцию посторонних на особых детей. Если вы столкнулись с грубостью, оскорблением или другими проявлениями неадекватного поведения, научитесь сдержанно давать отпор. Не стоит уподобляться таким людям и отвечать злом на их агрессивное поведение.

Никогда не забывайте о том, что это ваш ребенок. Любите его так, насколько позволяет ваше сердце, и забудьте о мнении окружающих.

Поделиться любовью
Изображение по умолчанию
Екатерина Петрова
Российский университет дружбы народов (РУДН). Моя специализация: социальная и детская психология, психотерапия.
Статьи: 346

Оставить ответ