Лого

    Как проявляется аутизм: поведение и внешность детей

    Наш мозг постоянно воспринимает информацию, которая считывается с анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). При аутизме, нарушено восприятие тех сигналов, которые направляются и воспринимаются мозгом. Таким образом, одни нервные импульсы становятся сверх интенсивными, другие затухают или не замечаются вообще. Из-за чего проявляется и накапливаются аномалии поведения, которые в целом и характеризуют данный синдром.

    Как выглядят дети с аутизмом

    Как выглядит аутист

    Внешне они выглядят по-разному. Часто таким детям приписывают обладание тонкими, прочерченными чертами лица, со скудным проявлением эмоций («лицо принца»). Однако это не всегда так. В младенчестве вполне можно наблюдать довольно выраженную мимику.

    Некоторые врачи утверждают, что геометрия лица все же отличается — нижняя часть лица короче относительно верхней у них шире поставлены глаза, окружность головы больше. Но признаки аутизма, скорее определяются по поведению, нежели по внешнему виду.

    Вместе с этим ищут и читают:

    Видео: Советы от Комаровского

    Поведенческие особенности у ребенка с аутизмом

    Для каждого возраста выделены специфические особенности поведения. Рассмотрим характеристики поведения детей с синдромом аутистического расстройства.

    От 1 мес. до 3 лет

    Признаки в раннем возрасте

    У новорожденного полностью отсутствует или слабо выражена мимика. Он не отвечает эмоцией на вашу эмоцию. Сосредоточенно и подолгу смотрит на определенный предмет, проделывает монотонно одно действие. Наблюдается своеобразная походка — ребенок как бы имитирует бабочку или птицу, ходит на носочках, размахивая руками.

    Чрезмерно пуглив. В тяжелых случаях именно в раннем возрасте формируются фобии: ребенок боится оказаться вне дома или своей комнаты, боится темноты, громких звуков (звонка, работающего пылесоса, звука разбившейся посуды). В это же время ребенок с удовольствием воспринимает спокойную музыку (часто классику) и некоторые телепередачи.

    От 3 до 6 лет

    Признаки с трех лет

    В поведении преобладает перфекционизм — некое психологическое определение, обозначающее склонность к завышенным результатам проделанной работы. Иными словами, ребенок создает вокруг себя некий мир, в котором все четко упорядочено, «разложено по полочкам».

    Например, идеальный порядок в комнате, притом вещи могут быть разложены по типу или цвету ткани, игрушки или книги расставлены по размеру, виду. На этом этапе довольно сложно вносить коррективы, «достучаться» до ребенка. При любом вмешательстве в его мир, ребенок реагирует истерикой.

    Возраст от 6 лет и более

    Если у ребенка не обнаружено тугоумие, то, обучаясь в обычной школьном заведении, появляются любимые предметы. Чаще рисование, музыка, математика. На первый план выступают социальные проблемы с адаптацией в обществе, логистикой, литературным чтением.

    С какого возраста может проявиться аутизм

    Когда проявляется аутизм

    Внимательные родители уже с первого года могут наблюдать некоторые отклонения. К ним относится, позднее возникновение лепета, нестандартная жестикуляция, отсутствие или слабая реакция на попытки привлечь внимание ребенка к себе — все эти признаки должны насторожить папу и маму. Со второго года жизни дети еще реже лепечут, у них бедный запас слов. В речи не используется комбинация слов для построения диалога. Нет связи между жестами и словами.

    Дети чаще повторяют чужие слова, например, услышанные по телевизору. Этот феномен называется эхолалии. Ярким признаком выступает реверсия местоимений — на вопрос: «Что тебе дать?» звучит: «Тебе дать сок». Они редко обращаются с просьбой, редко показывают на вещи, не стремится общаться с другими людьми предпочитая одиночество.

    Малыши долго фиксируют взгляд на каком-нибудь предмете, могут смотреть за ним часами. При попытке привлечь их внимание, указать рукой на что-либо, они смотрят не на объект, а на руку. Игры, которые требуют воображения, даются им с трудом. Чаще ребенка можно застать за однообразным занятием. Он может подолгу сжимать и разглаживать бумагу, щелкать выключателем, открывать и закрывать дверку шкафа и т.п. Подобные действия называются стереотипии.

    Что такое аутизм

    Поведение при аутизме

    Если говорить профессиональным медицинским языком, то аутизм у детей — это нарушение возникает вследствие отклонения развития мозга и характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также повторяющимися действиями, сниженной активностью и ограниченными интересами.

    Отсутствует зависимость, как у обычного человека, когда сильные сигналы воспринимаются интенсивно, слабые — слабо. В результате нарушаются контакты ребенка (человека) с внешним миром. Он реагирует на него по-другому. Складывается впечатление, что мы имеем дело с инопланетянином.

    Хотелось бы отметить, что хоть аутизм и характеризуется нарушением социального поведения и приспособления к окружающим условиям. Это своего рода форма патологического психического расстройства.

    Признаки аутизма

    Трудности поведения у аутистов

    Социальные проблемы. К ним относятся:

    • Ребенок избегает контакта «глаза в глаза».
    • При обращении к ребенку, он может смотреть в сторону, на губы или не смотреть вообще в вашу сторону.
    • Негативная реакция на прикосновение.
    • Вообще, стремление к тактильному контакту, заложено у детей с рождения. Обычный ребенок всегда стремится оказаться на руках.
    • «Холодность» или чрезмерная привязанность к матери.
    • Т.е. ребенок неадекватно воспринимает маму или наоборот, когда мама уходит, начинает впадать в истерику.
    • Предпочитают одиночество.
    • Нет интереса к окружающим людям и предметам.
    • Не копируют поведение взрослых.
    • Боятся интенсивных раздражителей.
    • Яркий свет, громкий вскрик, звук, способны вызвать истерику.
    • Непредсказуемая реакция на различные события.
    • Например, ожидая, что ребенка это рассмешит, мы получаем плач и испуг в ответ.
    • Аутоагрессия — агрессивное поведение, направленное против себя самого. Ребенок намеренно наносит себе повреждения (может себя кусать, биться головой и т.п.);
    • Использование необычного игрового материала.
    • Дети используют не игрушки, а нечто необычное — столовые приборы, предметы одежды и т.п.

    Трудности в обещии

    Трудности общения. К ним относятся:

    • Замедленное развитие речи или постепенное снижение речевых навыков. Существует две последовательности развития таких симптомов. В первом варианте, ребенок уже с рождения развивается иначе. Второй вариант, когда изначально все нормально, а потом вдруг после чего-то (зачастую неизвестно после чего) начинается регресс уже выработанных речевых навыков.
    • Запаздывание «возраста» вопросов.
    • Дети не задают вопросов, которые обычно задают их сверстники.
    • Присутствие в речи эхолалии или неологизмов.
    • Неологизмы — это придуманные, несуществующие слова. Эхолалии — это явление, когда ребенок повторяет только что услышанные слова или части предложений.
    • Длительное использование второго и третьего лица для идентификации себя.
    • Ребенок не говорит «я хочу», «я буду», а говорит «мы хотим» или «Рома будет».
    • Отсутствие нескольких показателей:
    • Ответной улыбки.
    • Адекватной мимики и жестов.
    • Желания участвовать в коллективных играх.
    • Адекватной реакции на просьбы и ответной просьбы.
    • Желания «дружить».
    • Возможности диалога.

    Стереотипное поведение:

    • Избирательность в еде.
    • Повтор одних и тех же движений.
    • Жесткая привязанность к распорядку дня.
    • Невозможность отвлечения от однообразных повторяющихся действий.
    • Сложность адаптации к новым условиям и окружению.

    Тесты, которые помогут выявить аутизм у ребенка дома

    Тесты на аутизм

    Классические ранние признаки аутизма родители могут заметить уже до трехлетнего возраста, а специалисты, начиная с трех месяцев. В том числе с помощью специальных диагностических тестов:

    • Оценка детского поведения по общим показателям развития — от новорожденного до 1,5 лет.
    • M-CHAT тест (аналоговый скрининговый тест на аутизм) — для детей от 1,5 до 2,5 лет.
    • шкала аутизма CARS (рейтинговая шкала аутизма у детей) — от 2 до 4 лет.
    • скрининговый тест ASSQ — предназначен для детей от 6 до 16 лет.
    • К сожалению, статистика такова, что тревогу начинают бить не педиатры, а родители. Поэтому очень важно наблюдать за поведением малыша с самого рождения. В домашних условиях можно провести несложные тесты:
    • Попробуйте привлечь внимание ребенка, укажите ему предмет вне поля зрения, показав на него пальцем. Скажите, «Смотри» или назовите игрушку. Проследите за реакцией ребенка. Ребенок не должен концентрироваться на руке. Если малыш перевел взгляд в сторону, которую вы указали или заинтересовался вашим жестом, тест пройден.
    • Понаблюдайте, смотрит ли ребенок в глаза незнакомому человеку, если тот его окликает?
    • Дайте малышу ложку и чашку и попросите приготовить вам чай. Заинтересовался ли ребенок подобной ролью?
    • Назовите любой предмет в комнате. Указывает ли он пальцем, если вы просите показать, где этот предмет?
    • Получается ли у ребенка построить башенку из кубиков или сложить пирамиду из колечек?

    Если преобладают отрицательные ответы, то риск диагноза аутизм достаточно высок. Если есть даже одно несоответствие в поведении тоже желательно показать малыша детскому специалисту. Педиатр проведет более глубокие исследования и дополнительные тесты, о которых писалось выше. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем больше шансов, что ребенку назначат правильную и результативную терапию.

    Формы аутизма

    Осмотр и проверка на аутизм

    Детский аутизм или синдром Каннера. Основой, есть то, что первые признаки аутизма заметны до достижения ребенком годовалого возраста. Он не хочет идти на контакт с людьми и детьми, которые его окружают. Нет зрительного контакта, стремления начать говорить или выучить новые слова. Помимо данной легкой формы проявления болезни существуют:

    • Синдром Ретта. Синдром проявляется так же, как правило, до года. Ребенок, научившись что-то делать (ползать, сидеть, разговаривать), вдруг «разучивается» т.е. происходит регресс. Грубо говоря, происходит обратное развитие ребенка. Иногда возможно исчезновение жевательного рефлекса или другой активности. С возрастом, некоторые навыки могут снова вернуться, а затем снова исчезнуть. Синдром Ретта — одна из самых тяжелых степеней аутизма у ребенка.
    • Синдром Аспергера. Считается более легкой формой аутизма. Характерным проявлением является полная апатия ребенка к окружающему, семья не вызывают у него никаких эмоций, но есть привязанность к месту жительства, комнате. Ребенок говорит и делает что-то, только тогда, когда ему это интересно.
    • Атипичный аутизм. Под данным понятием подразумевается облегченная форма аутизма. Очень часто первые проявления наблюдаются спустя несколько лет. Поскольку на ранних этапах симптомы практически не обнаруживаются, диагноз ставится с опозданием. В сравнении с пациентами с классической формой, при диагностировании атипичного аутизма, в первом случае замечено лучшее развитие ребенка.

    Методы лечения

    Занятия с аутистами

    Сказать однозначно, что аутизм излечим или неизлечим нельзя. Так же неправильно говорить, что ребенок больной, он скорее «не такой, как все» и самая главная задача — вовремя заметить, что этот ребенок «другой» и вовремя начать терапию. В первую очередь, до обращения к специалисту, мама должна фиксировать, все, что она замечает в ребенке — его реакцию на окружающих людей и обстановку, на яркий свет, новые продукты, физические нагрузки, реакцию на приход в дом посторонних или реакцию на поход в дом к посторонним. Это очень важно, т.к. при посещении педиатра, возникнут подобные вопросы, и это поможет не только в постановке диагноза, но и в своевременно назначенной терапии.

    Аутизм у детей. Возможно ли его победить

    Можно ли вылечить аутизм

    За диагнозом прячется множество самых разнообразных состояний. Это не один и тот же симптом постоянный, который проявляется в одинаковом виде у всех. Ребенок с аутизмом может вырасти умственно отсталым, а может быть человеком, о котором скажут «у него какие-то странности» и никто не подумает даже, что что-то не так в плане психики. Варианты симптомов огромны, как и диапазон проявлений.

    Существует даже понятие — расстройство аутистического спектра, которое объединяет в себя значительное количество совершенно разных состояний. Врач всегда сможет определить, что есть на самом деле и принять решение о дальнейшей терапии, но для этого ему понадобится ваша точная информация.

    Важно понимать, что лечение, а также вид терапии всецело зависит от определенных проблем определенного ребенка. Нет единых, действенных во всех случаях методов лечения. Самым эффективным является использование и комбинация одновременно нескольких методик и подходов.

    Что говорят о лечении таблетками

    Таблетки для лечения признаков

    Так есть ли таблетки от «аутизма»? Увы. Есть лекарства, которые способны облегчить течение некоторых симптомов. Например, при бессоннице, отсутствии аппетита или проявлении агрессии к себе и окружающим. В этих случаях действительно можно использовать препараты. Но, медикаментозных средств, которые могут излечить от аутизма, к сожалению, не существует. Основным способом борьбы с детским аутизмом остается психотерапия и специальные программы обучения, при которых воспитатели и педагоги используют методику донесения знаний в условиях имеющегося расстройства.

    Диетотерапия. ЛФК. Вспомогательные виды терапии

    Как помочь аутисту развиваться

    Вопрос диеты в питании глубок и разносторонен. Несмотря на исследования, четкого ответа, есть ли связь проявлений аутизма с повышенным или пониженным содержанием в организме определенных витаминов, минералов и пр., пока нет. Несколько теорий все же получили подтверждение.

    У детей, с диагнозом аутизм, которые принимают добавки и витамины (рыбий жир, витамины В, С, магний) заметно улучшение. К тому же правильное питание нормализует кишечное пищеварение. Есть свидетельства, что, исключив из рациона глютен (содержится в изделиях из пшеничной муки), через некоторое время заметно улучшение состояния. Но это не научный факт.

    В терапии аутизма целесообразна:

    • Трудотерапия помогает обрести некую самостоятельность и учит основным бытовым навыкам.
    • Физиотерапия или лечебная физкультура (ЛФК) предполагает выполнение физупражнений, которые помогут лучше почувствовать и в дальнейшем управлять собственным телом, правильней реагировать на внешние раздражители нервной системы.
    • К специализированным видам относят также логопедию, физиотерапию, иппотерапию, дельфинотерапию. Дельфины и лошади могут значительно улучшить коммуникативную сферу.
    • Эффективно используют в лечении разнообразные игры и занятия. Их подбирают, учитывая степень и сложность заболевания.

    Главное начать заниматься с ребенком как можно раньше грамотно и методично, тогда и результаты будут хорошие.

    Оценить:
    (2 голосов, оценка: 5,00 из 5)
    Поделиться: