Простые правила изучения слогов с детьми

Во сколько лет можно научить кроху читать

Как помочь карапузу читать

Родители считают, что слоги для детей дошкольного возраста – это всегда тяжело. По этой причине они начинают учить малышей элементарному – буквам, а дальнейший груз ответственности перекладывают на учителей. Но такие родители совершают ошибку – упускают подходящий возраст, в котором карапузы впитывают новый материал, как губки.
Попробуем разобраться, в каком возрасте можно начинать обучение ребенка. Создатели современных методик раннего обучения настаивают на том, что кроха должна садиться за книгу чуть ли не с пеленок – к 2-3 годам. Но это спорное мнение, поскольку в этом возрасте малыш еще должен познавать мир. В этом возрасте карапузу можно давать книги с яркими картинками, чтобы он начинал привыкать к ним и рассматривал содержимое. Начать учиться можно в следующих случаях:

  • Кроха уже хорошо говорит.
  • Он не “глотает” или пропускает отдельные буквы и звуки.
  • Хорошо выговаривает трудную букву “р”.

Очень важно приступать к произношению по частям только в том случае, если речь карапуза соответствует перечисленному выше. Таким образом процесс пройдет гладко, и малютка не будет переставлять или неправильно запоминать буквы.

Важно! Перед тем, как кроха начнет постигать науку чтения, родители должны убедиться в том, что у малыша имеется понятие об этом занятии. Он должен четко знать для чего учится произношению по частицам слова и понимать, что перед ним буква, а не очередная картинка.

Навскидку, такие навыки появляются у маленьких сорванцов приблизительно к 5 годам. По этой причине педагоги рекомендуют начинать занятия в этом возрасте. В первое время родители не должны загружать свое чадо. Для этого нужно уделять чтению 15-20 минут за раз.

С чего начать

Для того чтобы научить ребенка чтению по слогам, для начала стоит познакомить его с гласными буквами. Когда он запомнит хотя бы половину, можно перейти к элементарным слогам по типу “ау”, “ае” и т.д. После этого переходите к согласным буквам. Когда они будут изучены, их можно соединять с гласными. Для этого выпишите слоги, которые карапузу необходимо прочесть, и осваивайте их вместе. Если малютка затрудняется с ответом или забыл, подскажите ему, предложите проговорить вслух вместе. Читайте по порядку, снизу вверх и вразброс. Это необходимо, чтобы маленький умник не хитрил, ведь он может попросту запомнить, как вы произносили названия слогов, а не читать самостоятельно. Еще один полезный прием: взрослый читает слог слева направо, а чадо справа налево и наоборот. Помимо этого предложите крохе придумать слова, которые начинаются с изучаемых. Не тратьте на упражнения более 10 минут, чтобы интерес малютки не ослабевал.
На следующий день необходимо повторить пройденное. Если карапуз что-то забыл, подскажите. Используйте игровую форму: попросите маленького гения подсказать плюшевому мишке или даже маме часть, которую они забыли. Можно взять бумагу и фломастеры, чтобы рисовать литеры, из которых кроха будет составлять склады. Таким образом, каждый день необходимо посвятить изучению складов с конкретными буквами. На следующий день изученная информация повторяется и начинается новое занятие.

Сложные слоги и переход к чтению слов

Время чтения по слогам

После того, как вы научите ребенка элементарным частям слова, можно переходить к более сложным. К ним относятся так называемые “закрытые” склады, которые оканчиваются согласными звуками, например “эх”, “ам” и т.д. Можно сравнивать их с обратными частями слова, – “ма”, “хэ” – чтобы чаду было проще понять принцип обучения. Когда ребенок научиться читать закрытые образования, приступайте к изучению трехзвуковых складов или слов, состоящих из трех литер – “кот”, “дом” и т.д. Поначалу подбирайте такие слова, где гласный звук будет находиться между согласными. Постепенно переходите к складам, где гласные идут подряд – “сто”, “кра” и т.д. Трехбуквенные склады – отличные тренировки перед произношением коротеньких слов.
Начинать чтение необходимо со слов, состоящих из двух частей. Это должны быть незамысловатые, понятные чаду слова – “мама”, “коса”. После этого переходите к более длинным словам, но они должны быть с открытыми складами, например, “корова”. Старайтесь подбирать слова, в которых части слова будут знакомы ребенку. Важно объяснить чаду, чтобы он не делал пауз во время произношения слов, ведь он может читать их точно также, как и его частички.

Как добиться максимума от обучения

Процесс обучения

Родители должны быть готовы, что процесс обучения будет тяжелым и совсем не быстрым. Очень важно, чтобы мамы и папы продумали правильную схему, которая принесет свои плоды. Для этого им необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Называть крохе буквы, как звуки, не “эм”, а “м” и т.д.
  • Следить за правильным произношением и исправлять ошибки сразу же, как малыш их допускает.
  • Не перегружать чадо ненужной информацией, например, рассказывать фонетические тонкости.
  • Не стоит долго заниматься, ведь внимание ребенка концентрируется на чем-либо не более 10 минут. Важно делать частые перерывы.
  • Подавать информацию необходимо в игровой форме, поскольку так она будет легче восприниматься малышом.
  • Избегать переносов. Для занятий нужно подобрать такие книги, в которых слова написаны полностью, без переносов. Разрыв отдельных слов в неожиданных местах может попросту сбить ребенка с толку.

Еще раз подчеркнем, что игровая форма подачи информации – залог успеха. Родители могут вооружиться бумагой, цветными фломастерами и карандашами, чтобы иллюстрировать изученные слова. Существует множество настольных и онлайн-игр, которые помогут закрепить выученное. Главная цель, которую должны преследовать родители, – заинтересовать кроху, чтобы она не заскучала. Если они будут придерживаться изложенных рекомендаций, малыши обязательно пойдут в первый класс с навыками чтения.

Поделиться любовью