Лого

    Скорочтение — упражнения для детей

    Упражнения для детей по скорочтению неспроста завоевывают все большую популярность среди родителей. Научно доказано, что быстрое чтение улучшает мыслительную деятельность, а также совершенствует учебу ребенка. Оптимальным считается чтение, приравниваемое к скорости разговора, то есть в среднем 140 слов. Именно при такой скорости артикуляционный аппарат человека наилучшим образом понимает, о чем читает.

    Если родители не знают правильных методик для обучения, они экспериментируют со всем знакомыми букварями любых видов: книжными, вырезными, с записью голоса, помещенными на кубики или игрушки. Однако важно понимать, что процесс учебы должен быть максимально продуманным и правильным, чтобы впоследствии не пришлось переучиваться.

    Для чего обучаться скорочтению?

    Начинаем в раннем возрасте

    Обучение детей скорочтению является важным ввиду следующих причин. По результатам исследований, отличниками в школе становятся ребята, скорость чтения которых составляет не менее 130 слов в минуту. Результат хорошистов не превышает 120, а троечников — 90 слов. Таким образом не сложно проследить интересную закономерность. Объем небольшой газеты составляет 40 000 слов. Если взять за основу показатель порядка 80 слов, то получается, что школьник прочтет ее более, чем за восемь часов!

    Развитие этого навыка необходимо малышам и для того, чтобы они не «утонули» в информационном потоке по мере взросления. Ведь ученик, не умеющий бегло ознакамливаться с содержимым книги, обречен быть не успевающим. Не стоит надеяться на лучшее и ждать чуда. Лучше всего заняться с ребенком еще с первого класса.

    Методики обучения быстрому чтению

    Заинтересованность в истории

    Как научить ребенка скорочтению дома? Существует масса полезных упражнений. Для начала уясните, что заниматься необходимо каждый день по 15-20 минут днем и уделять несколько минут закреплению знаний вечером. Занятия должны начинаться с разминки. Произносите скороговорки, стишки, проговаривайте содержимое книиги то тихо, то громко. Теперь можно приступить к основной работе, где вам необходимо выполнить занятия для подавления артикуляции, улучшения внимания, борьбы с регрессией. Чтобы нарабатывать быстроту рекомендуется читать в паре с родителями. В качестве закрепления информации займитесь рисованием. Перед сном немного почитайте, а затем попросите кроху пересказать текст.

    Рассмотрим популярные техники скорочтения. Чтобы улучшить работу полушарий ребенку необходимо дать уже знакомый текст. Он должен читать его то с закрытым правым, то левым глазами. Еще одна популярная даже среди взрослых методика заключается в выделении главных аспектов, помещенных на странице. Ее можно усовершенствовать, если еще и написать свои эмоции — согласие/несогласие с выделенным, пометки для особо важной информации и т.д.

    Для развития внимания малышей подойдет хитрая методика, суть которой заключается в правильном названии цвета. В ряд разноцветными фломастерами пишется перечень цветов, но загвоздка заключается в том, что оттенок фломастера не должен соответствовать написанному.

    Например, напишите слово «красный» фиолетовым оттенком. Не подгоняйте школьника, потому что данный метод сначала выполняется в медленном темпе, а затем постепенно ускоряется.

    Методика быстрого ознакомления с написанным заключается в поиске слов на странице, которые начинаются с конкретной буквы. Задание можно переиначить и искать на бумаге конкретные слова. Для улучшения памяти попробуйте загадывать задачки малышу. Они не должны быть очевидными и простыми. Ищите сложные вопросы с подвохом, которые будет интересно разгадывать.

    Видео: Школа ускоренного чтения

    Упражнения для развития быстроты чтения

    Правильное восприятие информации

    Обучение быстрому чтению должно начинаться с артикуляционной гимнастики. Рассмотрим несколько таких упражнений, которые следует выполнить школьнику:

    • Вдохнуть и на выдохе проговорить 10-15 любых согласных букв.
    • Набрать воздух в легкие и пытаться задуть воображаемую свечу, затем несколько свечей, выпуская воздух поэтапно.
    • Представить себя в выдуманном лифте, который медленно поднимается. При этом важно отчетливо называть этажи, постепенно усиливая голос. На последнем этаже начинаем «спускаться» вниз, постепенно затихая.

    Теперь переходим к тренировке крошек на ограниченное поле зрения. Известно, что написанное воспринимается только после остановки движения глаз. Поэтому в первую очередь важно сократить количество повторений этого явления, и увеличить видимость. В этом вам помогут сеточные таблицы Шульте, состоящие из квадратов с разбросанными цифрами. Ученик должен найти числа от одного до двадцати пяти, и постараться сделать это как можно скорее. Рекордом считается пятисекундный результат. Несмотря на то, что добиться такого результата практически нереально, ускорить прохождение теста можно с помощью правильного подхода к нему. Для этого нужно сосредоточить взгляд в середине сетки, чтобы увеличить зону видимости. Такой метод еще и способствует развитию памяти.


    Детям любого возраста подходит занятие по уменьшению регрессии. Регрессия в данном случае означает повторное возвращение читателя к прочитанному. Чтобы искоренить эту привычку важно использовать закладку, которой прикрываются прочитанные слова.

    Очень важно избавиться от привычки постоянно читать вслух. То есть малыш должен тренироваться ознакамливаться с информацией одним движением глаз. Таким образом текст воспринимается и запоминается лучше.

    Попробуйте заниматься под музыку. Для начала она должна быть лишена слов, а затем выбирайте песни со словами, чтобы усложнить задачу. После занятий задавайте чаду вопросы по тексту.
    Рассмотрим еще три эффективных способа:

    • Ознакамливаться с текстом нужно про себя, а вслух проговаривать жужжание. Сначала это покажется сложным, но после тренировок будет легче.
    • Вместо жужжания можно стучать карандашом по твердой поверхности. Задача существенно упрощается, когда ритм доходит до автоматизма.
    • Чадо прикрывает рот рукой и начинает произносить текст вслух. При этом важно ускорять темп.

    Нельзя не упомянуть и о диагональном чтении. Для более быстрого просматривания содержимого книги подойдет такая методика, в процессе которой читать нужно двигаясь с верхнего левого угла к правому нижнему, рисую взглядом диагональ. Такой способ является самым эффективным, поскольку позволяет быстро ознакомиться с информацией и не упустить ничего лишнего.

    Причины медленного чтения

    Нет желания учиться

    Детки медленно изучают печатное содержимое в первую очередь, когда есть ошибки в обучении. Поэтому вам важно ознакомиться с программами обучения, которые составлены грамотными специалистами и существенно облегчают процесс обучения.

    Самая распространенная причина — переизбыток разноплановой информации. Такой пример мы можем видеть в Интернете, когда основная информация подается вперемежку с рекламой и пестрит отсутствием смысловой нагрузки. Чтобы избавиться от этой проблемы рекомендуется уделить внимание логическим задачам, которые помогут сконцентрировать внимание на самом главном и не распыляться на второстепенное. Если маленькие умники будут осознанно анализировать задания, они смогут делить их по группам, а также искать варианты решения.

    Рассмотрим несколько популярных причин медленного изучения информации:

    • Малый словарный запас. Таким образом многие слова будут незнакомы малютке, что замедляет процесс. Необходимо работать с лексиконом чада, изучать разнообразную литературу.
    • Заниженное внимание. Отвлекающие маневры, отказ от проговаривания и невозможность вникнуть в прочитанное — основные факторы. Для их избежания необходимо концентрировать внимание крохи на изученном, развивать оперативную память.
    • Плохое развитие артикуляции. Существуют специальные упражнения, которые помогут малюткам с проблемами речи и плохим выговариванием звуков.
    • Слабая память. Школьники могут забыть прочитанное уже после пары слов, поэтому вам необходимо усиленно заниматься по специальным программам.
    • Регрессия текста. Как уже было сказано ранее, данное состояние характеризуется возвращением к уже прочитанному тексту. Чтобы определить наличие регрессии, понаблюдайте за ребенком. Если при знакомстве с новой информацией его глаза бегают, губы проговаривают одно и тоже несколько раз, это означает наличие регрессии.
    • Сложная или непонятная литература. Если написанное слишком сложно для детского восприятия, замените книгу.

    Самая главная причина любого отсутствия прогресса — недостаточное количество занятий. Чтобы бегло и качественно понимать написанное, необходимо чаще тренироваться. Даже если чадо не любит этот процесс и отказывается от тренировок, объясните ему их важность.

    Оценить:
    (1 голосов, оценка: 5,00 из 5)
    Поделиться: