Развитие речи крохи в раннем возрасте

Раннее развитие речевого аппарата

Развитие речи ребенка в раннем возрасте

Дошкольный период — наиболее благоприятное время для речевого обучения малыша. Развитие речи у детей 1-3 года нераздельно связано с познанием предметов через игру. Когда малыш в ходе развития переходит к самостоятельной речи, можно считать, что его младенческий период завершен. Сначала малыш познает слова, дающие название предметам, после чего постепенно накапливает базу знаний о словах, называющих действия, отношения и признаки. Ранний возраст в жизни детей отличается постепенным усложнением словарного запаса, а изначально многозначные слова обретают устойчивость с ярко выраженной предметной отнесенностью.

Этапы речевого развития крохи

Развитие речи детей раннего возраста

Второй год жизни малыша представляет собой период, когда повышается интерес к окружающему миру. Можно заметить, что ребенок стремится брать в руки предметы, видеть все происходящее и познавать это. В данный период возможность восприятия ограничена способностями, поэтому малышу приходится обращаться за помощью к взрослым. Чтобы дать понять родителям о своих потребностях, мимики, жестов и отдельных слов оказывается недостаточно. Это способствует активному формированию самостоятельной речи. Такой скачок у детей может происходить в возрасте от 1,5 до 2 лет.

Важно! Если к двум годам не наблюдается активизации речевых способностей, следует начать заниматься с малышом в игровой форме.

Словарный запас детей трех лет содержит в себе набор существительных, описывающих окружающие предметы, элементы живой природы и средства передвижения. В этот период преобладает пассивный словарный запас. Исследователи выделяют несколько периодов в процессе усвоения грамматического характера предложений.

Первый этап, наступающий в 1,3 месяца и длящийся до года и десяти месяцев, представляет собой время, когда предложения состоят из корней слова, употребляющихся в не измененном виде. Второй период, который начинается после завершения первого и длится до трех лет – это время восприятия и овладения грамматической структурой предложения и навыками использования служебных слов. В этот период развивается описательная речь детей, связанная с появлением более широкого социального круга в жизни ребенка и ростом самостоятельности.

Важно! Описательная и развернутая речь – это навык, появляющийся в жизни малыша благодаря влиянию взрослого, поэтому рекомендуется с ранних лет знакомить ребенка с примерами и эталонами речи при помощи фольклора.

Видео: Учимся рано говорить

Вместе с этим ищут и читают:

Развитие фонематического слуха

Развитие речи детей раннего возраста

Известные исследователи, такие как Н. И. Швачкин, в своих трудах, рассматривающих процесс усвоения речи детьми раннего возраста, выделяют два тесно связанных процесса: развитие фонематического слуха и произнесение речевых звуков. Формирование фонематического слуха можно разделить на дофонемный период, когда процесс восприятия речи малышом основывается на понимании специфических речевых средств, и этап фонемной речи, когда малыш учится воспринимать собственно языковые средства. Швачкин утверждает, что формирование первичного фонематического слуха завершается на конец второго года жизни малыша.

Важно! Хотя фонематическое восприятие ребенка развивается к двум годам, дети трех лет еще не полностью воспринимают речь окружающих. Малыши в этом возрасте часто ошибаются, различая предметы с названиями, похожими по звучанию, особенно если в разговоре упоминаются малознакомые или видоизмененные предметы.

В процессе совершенствования фонематического слуха, кроха может точно воспринимать звуки речи, но это не означает, что процесс восприятия произносимых ним звуков является адекватным. Развитие фонематического слуха сопровождается формированием активного словаря детей раннего возраста и овладением правилами произношения. Это период, когда укрепляется артикуляционный аппарат малыша.

Звуки фонематического ряда, доступные малышам

Развитие речи детей раннего возраста

Исследования доказали, что в раннем возрасте ребенок практически полностью овладевает звуками фонематического ряда родного языка. При этом ничего страшного, если малыш не выговаривает сонорное “р” и некоторые шипящие. В списке звуков, вызывающих трудности в этот период находятся свистящие и сонорный “л”. Произношение некоторых звуков может иметь неустойчивый характер, а одни звуки нередко заменяются другими, схожими по произношению звуками.

Произношение ребенка совершенствуется в определенной последовательности. Так, к двум годам особенность фонематического развития речевых умений детей заключается в чрезвычайной несоверешенности произношения. К трем годам кроха перестает смешивать звуки, замещая их звуками, наиболее близко сходными по звучанию.

Важно! Не стоит ожидать от ребенка идеального произношения, ведь к трем годам артикуляционный аппарат малыша еще сформирован не полностью. Поэтому произношение развивается медленно.

С возрастом элементы артикуляционного аппарата развиваются, и малютка начинает четко выговаривать все звуки, редко замещая их созвучными звуками. К этому времени особенность восприятия детьми звуков подкрепляется распознанием интонации и появлением навыков ее использования в собственной речи.

Роль фольклора в речевом

Развитие речи детей раннего возраста

К трем годам речь превращается в главное средство общения малыша со взрослыми и детьми. Речь окружающих людей перестает быть непонятной и малыш начинает воспринимать разговоры об увиденном и о том, что присутствовало в его жизненном опыте ранее. В цепочку восприятия добавляется возможность понимать связные рассказы и содержание сюжетных сценок с достаточно широким числом персонажей. Роль фольклора в этот период развития речи ребенка просто неоценима.

Важно! Если в период до трех лет кроха мог воспринимать только малые фольклорные формы с ограниченным количеством персонажей, к трем годам роль фольклора увеличивается. Родителям рекомендуется постепенно выбирать более сложные сказки и рассказы с картинками, чтобы улучшить речевую активность малыша.

Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста позволяет ускорить появление первых сознательно произнесенных слов малыша, привлечь его внимание к людям, предметному миру и животным.

Роль потешек и поговорок

Развитие речи детей раннего возраста

Среди наиболее действенных элементов фольклора в речевом развитии детей раннего находятся потешки и поговорки. Ритмичный, звучный и занимательный характер таких фольклорных форм способен привлечь внимание малыша, вызвать желание запоминать и повторять сказанное, что, несомненно, приведет к ускорению развития речи. Использование детьми поговорок позволяет научиться выражать мысли и чувства в лаконичной и понятной форме.

Важно! Для развития речи в детском возрасте рекомендуется выбирать элементы фольклора, в которых главным действующим лицом является ребенок, чтобы малыш смог сопоставить свой опыт с рассказом.

Активное изучение и использование фольклора способствует развитию умения придавать речи интонационную окраску. Потешки и несложные поговорки позволяют развивать творческий потенциал в процессе использования слова, образно описывать предметы, давая им яркую и точную характеристику. Элементы фольклора, по мнению исследователей, представляют собой богатый материал для формирования звуковой культуры детской речи. Развитие речи у детей раннего возраста – важный этап в жизни крохи.

Поделиться любовью

Оставить ответ