Лого

    Развитие речи крохи в раннем возрасте

    Раннее развитие речевого аппарата

    Развитие речи ребенка в раннем возрасте

    Дошкольный период — наиболее благоприятное время для речевого обучения малыша. Развитие речи у детей 1-3 года нераздельно связано с познанием предметов через игру. Когда малыш в ходе развития переходит к самостоятельной речи, можно считать, что его младенческий период завершен. Сначала малыш познает слова, дающие название предметам, после чего постепенно накапливает базу знаний о словах, называющих действия, отношения и признаки. Ранний возраст в жизни детей отличается постепенным усложнением словарного запаса, а изначально многозначные слова обретают устойчивость с ярко выраженной предметной отнесенностью.

    Этапы речевого развития крохи

    Развитие речи детей раннего возраста

    Второй год жизни малыша представляет собой период, когда повышается интерес к окружающему миру. Можно заметить, что ребенок стремится брать в руки предметы, видеть все происходящее и познавать это. В данный период возможность восприятия ограничена способностями, поэтому малышу приходится обращаться за помощью к взрослым. Чтобы дать понять родителям о своих потребностях, мимики, жестов и отдельных слов оказывается недостаточно. Это способствует активному формированию самостоятельной речи. Такой скачок у детей может происходить в возрасте от 1,5 до 2 лет.

    Важно! Если к двум годам не наблюдается активизации речевых способностей, следует начать заниматься с малышом в игровой форме.

    Словарный запас детей трех лет содержит в себе набор существительных, описывающих окружающие предметы, элементы живой природы и средства передвижения. В этот период преобладает пассивный словарный запас. Исследователи выделяют несколько периодов в процессе усвоения грамматического характера предложений.

    Первый этап, наступающий в 1,3 месяца и длящийся до года и десяти месяцев, представляет собой время, когда предложения состоят из корней слова, употребляющихся в не измененном виде. Второй период, который начинается после завершения первого и длится до трех лет — это время восприятия и овладения грамматической структурой предложения и навыками использования служебных слов. В этот период развивается описательная речь детей, связанная с появлением более широкого социального круга в жизни ребенка и ростом самостоятельности.

    Важно! Описательная и развернутая речь — это навык, появляющийся в жизни малыша благодаря влиянию взрослого, поэтому рекомендуется с ранних лет знакомить ребенка с примерами и эталонами речи при помощи фольклора.

    Видео: Учимся рано говорить

    Вместе с этим ищут и читают:

    Развитие фонематического слуха

    Развитие речи детей раннего возраста

    Известные исследователи, такие как Н. И. Швачкин, в своих трудах, рассматривающих процесс усвоения речи детьми раннего возраста, выделяют два тесно связанных процесса: развитие фонематического слуха и произнесение речевых звуков. Формирование фонематического слуха можно разделить на дофонемный период, когда процесс восприятия речи малышом основывается на понимании специфических речевых средств, и этап фонемной речи, когда малыш учится воспринимать собственно языковые средства. Швачкин утверждает, что формирование первичного фонематического слуха завершается на конец второго года жизни малыша.

    Важно! Хотя фонематическое восприятие ребенка развивается к двум годам, дети трех лет еще не полностью воспринимают речь окружающих. Малыши в этом возрасте часто ошибаются, различая предметы с названиями, похожими по звучанию, особенно если в разговоре упоминаются малознакомые или видоизмененные предметы.

    Звуки фонематического ряда, доступные малышам

    Развитие речи детей раннего возраста

    Исследования доказали, что в раннем возрасте ребенок практически полностью овладевает звуками фонематического ряда родного языка. При этом ничего страшного, если малыш не выговаривает сонорное “р” и некоторые шипящие. В списке звуков, вызывающих трудности в этот период находятся свистящие и сонорный “л”. Произношение некоторых звуков может иметь неустойчивый характер, а одни звуки нередко заменяются другими, схожими по произношению звуками.

    Произношение ребенка совершенствуется в определенной последовательности. Так, к двум годам особенность фонематического развития речевых умений детей заключается в чрезвычайной несоверешенности произношения. К трем годам кроха перестает смешивать звуки, замещая их звуками, наиболее близко сходными по звучанию.

    Важно! Не стоит ожидать от ребенка идеального произношения, ведь к трем годам артикуляционный аппарат малыша еще сформирован не полностью. Поэтому произношение развивается медленно.

    Роль фольклора в речевом

    Развитие речи детей раннего возраста

    К трем годам речь превращается в главное средство общения малыша со взрослыми и детьми. Речь окружающих людей перестает быть непонятной и малыш начинает воспринимать разговоры об увиденном и о том, что присутствовало в его жизненном опыте ранее. В цепочку восприятия добавляется возможность понимать связные рассказы и содержание сюжетных сценок с достаточно широким числом персонажей. Роль фольклора в этот период развития речи ребенка просто неоценима.

    Важно! Если в период до трех лет кроха мог воспринимать только малые фольклорные формы с ограниченным количеством персонажей, к трем годам роль фольклора увеличивается. Родителям рекомендуется постепенно выбирать более сложные сказки и рассказы с картинками, чтобы улучшить речевую активность малыша.
    Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста позволяет ускорить появление первых сознательно произнесенных слов малыша, привлечь его внимание к людям, предметному миру и животным.

    Роль потешек и поговорок

    Развитие речи детей раннего возраста

    Среди наиболее действенных элементов фольклора в речевом развитии детей раннего находятся потешки и поговорки. Ритмичный, звучный и занимательный характер таких фольклорных форм способен привлечь внимание малыша, вызвать желание запоминать и повторять сказанное, что, несомненно, приведет к ускорению развития речи. Использование детьми поговорок позволяет научиться выражать мысли и чувства в лаконичной и понятной форме.

    Важно! Для развития речи в детском возрасте рекомендуется выбирать элементы фольклора, в которых главным действующим лицом является ребенок, чтобы малыш смог сопоставить свой опыт с рассказом.

    Активное изучение и использование фольклора способствует развитию умения придавать речи интонационную окраску. Потешки и несложные поговорки позволяют развивать творческий потенциал в процессе использования слова, образно описывать предметы, давая им яркую и точную характеристику. Элементы фольклора, по мнению исследователей, представляют собой богатый материал для формирования звуковой культуры детской речи. Развитие речи у детей раннего возраста — важный этап в жизни крохи.

    Оценить:
    (5 голосов, оценка: 5,00 из 5)
    Поделиться: