Содержание
Развитие речи для крохи дошкольного возраста
Правильно поставленная и богатая речь – важный фактор развития малыша, ведь она является незаменимым элементом общения. Поэтому улучшение произношения детей 5-6 лет должно происходить правильно, под чутким руководством родителей, воспитателей, а если потребуется – логопедов. Чтобы вовремя обнаружить и устранить дефекты, следует знать нормы, которым должна соответствовать речь крохи в старший дошкольный период.
Видео: Говорим красиво и правильно
Становление речи крохи до 6 лет
Развитие речи для детей 5-6 лет представляет собой важный процесс, при котором особое значение имеет фонетическая, грамматическая и лексическая правильность, а также умение слушать, задавать вопросы, придумывать развернутые ответы и вести несложные диалоги. В старшем дошкольном возрасте ребята задумываются над тем, правильно ли они разговаривают, поэтому способны самостоятельно исправить ошибки в произношении, а иногда и ошибки, допущенные сверстниками. В этот период происходит расширение словарного запаса, улучшение произношения звуков и овладение разными интонациями.
Вместе с этим ищут и читают:
Фразы, произнесенные дошкольниками 5-6 лет, обретают развернутый характер, а произношение становится чище. Юные умники постепенно учатся четко описывать предметы и явления. Еще одна важная способность, появляющаяся в ходе развития, связана с установкой временных, причинных и следственных связей между разными предметами. Давая описание предметам или действиям, можно понять, как ребенок относится к ним с эмоциональной стороны.
Видео: Занятия с малышами шести лет
Нормы развития маленьких умников
Первое, на что следует обратить внимание родителям – количество слов, которыми дошкольник свободно оперирует в дошкольном возрасте. К концу пятого года в лексическом запасе ребенка, должно быть, порядка двух с половиной тысяч слов. Используя знакомые слова, ребенок не должен переставлять звуки и слоги. Словарный запас расширяется за счет названий, обозначающих разные учреждения, профессии и материалы, из которых выполнены предметы. К пяти годам детки способны правильно и четко воспроизводить все звуки. Оценивая собственную речь и произношение других людей, дошкольник может обнаружить недостатки. Хорошо, если к шести годам малыш с легкостью исправляет свои речевые ошибки.
В разговоре дети начинают активно применять все части речи, успешно строя сложные предложения. Разговаривая, малыш может выразить эмоции, используя интонационную окраску. Громкость разговора в этот период может самостоятельно регулироваться малышом. Появляется способность к классификации предметов, поиску однокоренных слов и применению притяжательных прилагательных. Кроха постепенно учится строить синонимические и антонимические ряды. В шесть лет большинство дошкольников умеет поддерживать беседу, пересказывать несложные короткие сказки и рассказы, разучивать стихи при помощи родителей.
Отклонения в речевом развитии
Нередко встречаются случаи, когда речевое развитие ребенка в 5-6 лет не соответствует норме. Нарушения могут проявляться в разных дефектах и недостатках. При лексическом нарушении словарный запас дошкольника слишком маленький, ребенок не понимает значения и смысла слов. Если малыш этого возраста переставляет или путает слоги при произнесении, выговаривает слова по слогам, запинаясь и делая необоснованные паузы, родителям стоит начать занятия по улучшению речи. К нарушениям относится заикание, ускоренный или замедленный темп. Когда развитие речи детей к пяти-шести годам проходит неправильно, дефекты могут проявиться в неправильном или нечетком произношении с заменой или пропуском букв. Такому крохе сложно строить предложения и составлять краткие рассказы или пересказы простых текстов.
Рекомендации родителям
Обнаружив, что малыш разговаривает неправильно, нужно приложить усилия, чтобы устранить проблему до того, как малыш отправится в школу. Разговаривать с ребенком такого возраста нужно четко, не имитируя детские ошибки и не коверкая слова. Избавиться от речевых дефектов можно при помощи артикуляционной гимнастики. Рекомендуется как можно больше читать и постоянно разговаривать с ребенком, приучая его к совместному составлению рассказов по картинкам.
Доченьке Наташе шесть лет, скоро идти в школу, а она жутко коверкает слова. Видно, что делает это не специально, просто мы ее никогда не исправляли, а бабушка иногда даже подыгрывала, повторяя ее варианты слов. К логопеду направили и ходит регулярно, но пока результаты незначительны. Как исправить ситуацию? Какие упражнения актуальны, если ребенок не выговаривает букву «с»?
Уважаемая Ольга, в первую очередь попробуйте сменить логопеда, ведь иногда дело в специалисте который занимается с ребенком. Если вы хотите помочь ребенку на дому, развивайте мелкую моторику и артикуляционный аппарат с помощью предложенных в статье упражнений – https://babybrainy.ru/razvitie/razvitie-melkoj-motoriki-ruk-u-detej-6-7-let.html. Также девочка может не говорить правильно без стимула, постарайтесь поощрять попытки дочери, улучшать свою речь.