Лого

    Особенности развития мелкой моторики у дошкольников

    Воздействие мелкой моторики рук на общее развитие у дошкольников

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Исследуя мелкую моторику рук, ученые давно заметили непосредственную связь между активной работой мелких мышц пальцев у детей и результатами в правильном произношении слов и владении речью. Функционирование мелких мышц у детей дошкольного возраста, по словам специалистов, тесно связано с речевыми процессами: если на просьбу показать один или два пальчика ребенок затруднено реагирует, у него обязательно имеются проблемы с речью. Отставание в развитии мышц, отвечающих за работу мелкой моторики, прямой признак задержки развития у детей дошкольного возраста. Причина в том, что двигательная проекционная зона кистей соседствует с речевой моторной зоной в области коры головного мозга, это подразумевает их сотрудничество и взаимосвязь.

    Помимо этого, двигательная зона — это связующее звено между полушариями мозга. В правом полушарии рождаются визуальные образы, а в левом они вербализуются и информационно обрабатываются. Поэтому выполняя соответственные специальные упражнения для разработки пальцев рук, дети старшего и младшего дошкольного возраста активизируют мысленные процессы и когнитивные функции, развивают внимание, повышают свои интеллектуальные способности, нормализуют деятельность эмоциональной сферы. Занятия для усиления мелкой моторики рук, ускоряющие формирование и укрепляющие общее развитие у детей дошкольного возраста, носят приятный обучающе-игровой характер. Упражнения для пальцев особенно эффективны при коррекции задержек психического развития детей.

    Возможности развития общей моторики у детей в дошкольном воспитании

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Развитие детей старшего дошкольного возраста производится согласно комплексным программам, включающим развитие как крупной, так и мелкой моторик. Крупная моторика развивается сразу после рождения – мышцы малыша помогают держать головку, двигать ручками и ножками, позже в работу включаются мышцы торса, начинает работать вестибулярный аппарат.

    Ребенок начинает ползать, ходить, осваивать новые движения, запускающие работу всех мышц организма. На протяжении дошкольного возраста у детей происходит фундаментальное развитие всех типов моторики. Если кроха плохо развит физически, когда крупные мышцы неправильно функционируют, то мелкие тоже не смогут полноценно выполнять свою работу.

    Проблемы развития одного вида моторики у дошкольников автоматически вызывают сбои в работе других видов, эффективность работы мышц, отвечающих за мелкомоторную активность, зависит от состояния правильной работы крупных мышц. Физические упражнения на свежем воздухе, игра со скакалкой и мячом, занятия танцами, езда на велосипеде, занятия спортом благотворно воздействуют на развитие у дошкольников как общей моторики в целом так и помогут правильному функционированию мелкомоторных мышц.

    Вместе с этим ищут и читают:

    Видео: Разрабатываем ручки в играх

    Коррекция речи с помощью усиления мелкой моторики у ребенка

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Родители и педагоги часто встречают у детей старшего и младшего дошкольного возраста речь с неправильным произношением звуков. У некоторых малышей с дефектами речи связаны особенности совершенствования артикулярного аппарата, воздействующие на четкость произносимых звуков, и отвечающие за движение губ, языка и челюстей. У детей, перенесших серьезные соматические заболевания, часто наблюдают задержку созревания в речевых областях мозга. Такие дети продолжительное время не могут научиться различать звуки речи, а также управлять своей артикуляцией.

    План реабилитации и коррекции развития состоит из специальных программ воспитания детей старшего и младшего дошкольного возраста. Навыки работы с самыми мелкими предметами дети получают в 6-7 лет, поэтому именно для старшего дошкольного возраста разработаны самые эффективные упражнений для улучшения моторики рук, корректирующие речь. С помощью занятий по развитию мелкой моторики производится коррекция речевых нарушений у дошкольников, избавление от дефектов речи, возможность полноценного общения детей в коллективе. Их действие способствует формированию областей мозга, отвечающих за речевые процессы, а также укоряет процесс нормализации звукопроизношения.

    Активация мелкой моторики рук – путь к развитию интеллекта у ребенка

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Развитие мелкой моторики у дошкольников — повод выявить особенности и раскрыть их уникальные способности. Если родители и педагоги заинтересованы в выявлении и совершнствовании талантов у дошкольников, то в обучающую программу обязательно нужно включить развивающие игры, активизирующие мелкую моторику пальцев рук. Хотите видеть вашего ребенка умным – позвольте ему работать, а работая руками, он научится работать головой. Занятия музыкой и игра на инструментах, рисунки карандашами или красками, лепка, вышивание и вязание у детей дошкольного возраста будут прекрасным стимулом активации развития мелкой моторики. Также пробуждения и усиления эмоциональной сферы, раскрытия умственных способностей, мотивацией в достижении новых успехов. План развития талантов прост – мелкая моторика и пассы рук помогут избавиться от задержек в развитии, и дополнительно откроют для ребенка новые возможности и горизонты.

    При индивидуальном подходе обучающие задания для активации моторики пальцев могут стать для дошкольников не только решением проблем, связанных со здоровьем, но и возможностью открытий в себе новых таланов. Грамотный профессиональный подход к активному развитию мелкой моторики поможет выявить и раскрыть у дошкольников новые способности.

    Методы активации мелкой моторики у дошкольников

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Развитие мелкой моторики у детей проходит несколько этапов в зависимости от возраста, методы работы и способы получения результатов зависят от возрастных групп. У детей самого раннего возраста характер формирования мелкой моторики имеет развивающее – приятные игровые забавы, нацеленные на тактильный сбор и визуальную обработку первой полученной малышом информации. В дальнейшем задачи усложняются, развитие мелкой моторики связано с решением логических заданий, ритмикой, запоминанием, а педагоги также могут корректировать действия и создавать собственное расписание, привлекая дошкольников к самообразованию.

    Методы активирования мелкой моторики рук малыша всегда индивидуальны и должны учитывать его особенности и наклонности. Но есть одно общее правило: все, чем бы ваш ребенок не занимался, должно вызывать у него положительные эмоции. Для эффективных упражнений по мелкой моторике часто выбирают следующие:

    • Рисование карандашами или пальчиковыми красками доставляет детям дошкольного возраста настоящее удовольствие. Рисунки — это результативная и эффективная возможность развить мелкую моторику рук, и дополнительно улучшить визуализацию и эмоциональное состояние.
    • Пластилинография. Средство для развития мелкой моторики у дошкольников, дополнительно усиливающее умственные способности крохи и помогающее ему самовыразиться.
    • Занятие музыкой. Удивительная возможность не только развить пальцы малыша, но и получить дополнительную мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию, научится ставить самостоятельные задачи и не пугаться трудностей. Конечно же, это может происходить, если малыш обладает музыкальными особенностями.
    • Пальчиковые кукольные театры. Они очень любимы и популярны у детей дошкольного возраста. Игра с куклами на пальчиках предполагает, кроме развития мелкой моторики рук, еще и особенности появления воображения и фантазии.
    • Особенности развития мелкой моторики у дошкольников

    • Нетрадиционные способы. Активизируют мелкую моторику, опытные педагоги и специалисты применяют при возникновении нарушений общего развития дошкольников. Они учитывают возможности ребенка, его симптомы, диагноз, направлены на лечение и реабилитацию организма, восстанавливают нарушенные функции.

    Выбирая способ для самовыражения крохи и развития мелкой моторики, нужно помнить, что результат у детей дошкольников достигается только при продуктивной деятельности. Учитывая особенности развития дошкольников, возможные задержки развития, индивидуальные таланты и предпочтения, можно составить собственную программу по мелкой моторике, повысив свое самообразование. Тема развития мелкой моторики чрезвычайно популярна из-за полученных развивающих и реабилитационных возможностей у дошкольников, ее часто используют в своих планах воспитатели дошкольных учреждений, ей посвящены дипломные работы. Получить необходимую информацию, повысить свою компетентность в данной области сегодня могут не только ведущие специалисты и педагоги, но и внимательные и заботливые родители.

    Преимущества развивающей мелкой моторики для детей

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Занимаясь упражнениями по активизации развития мелкой моторики мышц пальцев и кистей, дошкольники получают не только удовольствие, но и становятся всесторонне развитыми. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста имеет много преимуществ:

    • Вырабатывая ритмичные движения пальцами, ребенок индуктивно задает ритм развития речевого аппарата, стимулируя развитие речи.
    • Упражнения с пальчиками укрепляют эмоциональное состояние малышей, а хорошее настроение помогает лучше слушать и понимать происходящее.
    • Благодаря сенсорным играм, тактильным ощущениям малыша учится концентрации внимания и не отвлекается на другие дела.
    • Запоминая отдельные движения, ребенок развивает память.
    • Благодаря играм, развивающим мелкую моторику, ребенок учится фантазировать, развивает свое воображение, творческие способности, повышает уровень интеллекта.

    Результаты эффективного развития моторики у детей

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Эффект от занятий в дошкольном возрасте по развитию моторики у детей огромен. Это эффективный способ успешной подготовки к дальнейшему обучению малыша в школьном коллективе: умение писать, рисовать, достигать поставленных задач и не отступать перед трудностями, понимать значение мотивации, стать более коммуникабельным и уметь выполнять коллективные задания. Проблемы отставания развития у детей дошкольного возраста решают способом выполнения задач по улучшению мелкой моторики, а получаемые результаты по реабилитации таких детей говорят об огромном значении данного вопроса.

    У детей младшего дошкольного возраста развивающие игры для мелкой моторики помогают вырабатывать ответственность, дисциплину, определять и выявлять отличительные черты и таланты. У детей старшего дошкольного возраста, прошедших программу развития мелкой моторики, проходит безболезненная адаптация к школьному режиму. Они лучше мотивированы в учебе, более внимательны и эмоционально стабильны. Чтобы малыш в дальнейшем был здоров, умен и не только беспрепятственно влился в социум, но и стал его успешным представителем, необходимо очень ответственно отнестись к задачам развития мелкой моторики рук и не жалеть личного времени на их выполнение.

    Оценить:
    (4 голосов, оценка: 5,00 из 5)
    Поделиться: