Лого

    Логопедическая гимнастика и дыхательные упражнения

    Влияние дыхания на развитие речи у ребенка

    logopedicheskaya-gimnastika-dlya-razvitiya-rechi-rebenka

    Речь человека — это производная звуков, которые образуются при выходе струи воздуха из полости рта и носоглотки. Воздух проходит через легкие, гортань и попадает в звукообразующую область. Правильное дыхание способствует корректному образованию звуков, обеспечивает громкость, четкость речи, ее плавность и ритмичность. Дефекты речи у ребенка могут быть вызваны как перенесенными заболеваниями, так и недостаточным воспитанием или вниманием о стороны родителей. Так при поставленном диагнозе аденоидит ребенок тяжело дышит носиком, поэтому начинает дышать ртом, вдохи и выдохи учащаются, оно становится прерывистым. Малышу не хватает воздуха при выдохе, на половине предложения он производит вдох, плавность разговора его нарушается, иногда теряется смысл сказанного.

    Ребенок может не договаривать слова, «глотать» окончания и переходить на шепот. Неправильное дыхание вынуждает его говорить короткие фразы тихим голосом, не соблюдая пауз. Прискорбные последствия могут привести к нарушению не только речевых, но и когнитивных функций. Недостатки речи всегда имеют свою причину, поэтому выяснять проблемы и искать пути их решения нужно с профильным специалистом — логопедом, детским неврологом или психологом.
    Интересно будет узнать об обучающих мультфильмах для детей 2-3 лет.

    Вместе с этим ищут и читают:

    Влияние формирования дыхания

    Логопедическая гимнастика для развития речи ребенка

    Разрабатывая уроки дыхательных игр для корректирования речи, нужно знать, как ребенок дышит и как виды дыхания влияют на процесс формирования. Ученые определяют три варианта:

    • Грудное или ключичное — способ, когда работают верхние части легких, движутся ключицы, а сам процесс дыхания неактивный и слабый. Так дышат ослабленные болезнью малыши, голос у них тихий, прерывистый, в речи встречаются непонятные звуки, они плохо выговаривают «р» — им просто не хватает воздуха, чтобы сказать длинную фразу сильным уверенным голосом.
    • Реберное — оптимальный способ дышать для формирования здоровой четкой речи. В его процессе участвуют грудные мышцы, ребра. Диафрагма почти неподвижна. Таким образом дышат большинство здоровых людей.
    • Диафрагмальное — когда воздух попадает в самые нижние отделы легких, диафрагма ритмично работает, в процессе вдоха увеличивается живот. Таким способом дышать пользуются люди, чья профессия связана с манипуляцией голосом — певцы, учителя, ораторы и политики, а также практикующие йогу. Дети так дышать не умеют.

    Дыхание разделяют по способу его контроля:

    • Непроизвольное или естественное, когда вдох и выдох происходит рефлекторно. От качества и количества воздуха при выдохе зависит сила голоса, продолжительность звучания, а также возможность манипулирования паузами.
    • Произвольное дыхание, при котором вырабатывается методом специальных манипуляций управляемый, контролируемый выдох.

    Все виды дыхательных упражнений связаны с характер дыхания и применяются с целью приобретения навыков различных способов дышать для коррекции речевых отклонений.

    Дыхательные упражнения для развития речи помогают увеличить объем выдыхаемого воздуха, силу потока при выдохе и продолжительность процесса. Игровые занятия с вдохами и выдохами дают возможность детям делать более продолжительный выдох, что позволяет строить длинные предложения, а разговор становится четкой и внятной. Дыхание — процесс рефлекторный, поэтому исправлять его можно только упражнениями, доведенными до автоматизма. А чтобы ребенок не потерял интерес к рутинным упражнениям и не избегал занятий, специалистами были разработаны приемы, позволяющие совместить ежедневную работу по коррекции дыхания и речи с забавными веселыми играми.

    Видео: Гимнастика для губ и языка

    Дыхательные упражнения для правильного развития речи

    Логопедическая гимнастика для развития речи ребенка

    Дыхательная гимнастика для развития речи — процедура на первый взгляд легкая, но очень специфичная. Проводить ее можно только с одобрения логопеда, который правильно подберет составляющие и расскажет, как сделать урок не утомительным и веселым. Даже если вы самостоятельно решили заниматься с ребенком дыхательной зарядкой для развития речи, то игры для развивающей гимнастики может подобрать только квалифицированный специалист. Он обязательно будет наблюдать за развитием дыхания и речи вашего ребенка, и корректировать виды упражнений в процессе развития. Все уроки можно разделить на несколько этапов, которые усиливают процесс выдоха и укрепляют мышцы, участвующие в процессе дыхания.

    Логопедические задания для развития речи начинаются с гимнастики для развития и правильной работы мышц ребенка. Работая над реберным дыханием, малыш подкачает мышцы грудной клетки и усилит деятельность диафрагмы. Кроме того, такой вид дыхания стимулирует работу сердечно — сосудистой системы, а еще часто используется в нетрадиционных техниках, например, йоге. Затем наступает следующий этап упражнений, когда ребенок учится разделять дыхание ртом и носом. Чередуя плавные выдохи через рот и через нос, дети могут прочувствовать направление и силу воздушной струи. Логопедическая гимнастика для детей, направленная на развитие речевого дыхания, состоит из упражнений, направленных на разделение выдыхаемого объема воздуха на равные части. При их выполнениях задействованы слоги, счет, словосочетания. Так же производятся отдельные манипуляции с добором воздуха.

    Логопедическая гимнастика и дыхательные упражнения

    Чтобы речь хорошо звучала, она должна быть сильной, а голос хорошо поставлен. Поэтому подключается новый вид упражнений — гимнастика для развития голоса и дыхания ребенка, необходимые для развитой речи. Чтение стихов и сказок, имитация голоса животных, повышение и понижения тембра голоса способствуют формированию слухового контроля, четкой и ясной речи, вырабатывают мелодичный и сильный голос.

    Все дети должны корректно дышать носом. При этом происходит естественная вентиляция легких, происходит нормализация работы кровеносных сосудов, органы дыхания защищаются от пыли и переохлаждения. Дыхательные носовые упражнения используют для профилактики респираторных заболеваний и аллергии. И, конечно же, это базовое упражнение для правильного развития речи и голоса.

    Польза логопедической дыхательной гимнастики

    Логопедическая гимнастика для развития речи ребенка

    В процессе речевых дыхательных упражнений дети учатся правильному дыханию — делать глубокие, ритмичные вдохи и выдохи и развивать легкие. Постепенно детское поверхностное дыхание заменяется глубоким реберным, укрепляется голос, речь становится четкой, плавной, фразы более длинными. А развивающиеся легкие способствуют наполнением организма кислородом, усиливается работа мозга, что в свою очередь благотворно влияет на развитие речи у ребенка.

    Оценить:
    (5 голосов, оценка: 5,00 из 5)
    Поделиться: