Лого

    Хитрости и секреты обучения арифметике дошкольника

    Когда ребенок идет в первый класс это для нас удивительным и волнующим моментом. Но только некоторые родители понимают, чтобы облегчить учебный процесс своему чаду, его необходимо научить читать и считать. Компьютер и калькулятор – вот то к чему рука малыша тянется, прежде всего. А мы, чтобы занять любимое дитя, даем ему эти увлекательные предметы. Но мозг необходимо тренировать. И начинать этот процесс нужно как можно раньше. Дети, с которыми с раннего детства занимались математикой, в уме могут решать различные арифметические операции и просчитать наперед не только математическую задачу, но и жизненную ситуацию.

    Математические способности и основные приемы счета

    Простые и веселые примеры

    Начиная обучать ребенка считать, помните, что у всех детей разные способности и наклонности. Любовь к математическому счету зависит не только от умения ребенка концентрировать внимание на предмете, тренировок и опыта самого ребенка, но и от желания и усердия родителей. Мозг малыша способен запомнить счет уже с двух лет. В этом возрасте он осознает порядковый счет от 1 до 10, от 10 до 20, указывает по порядку на предметы. В 3-4 года начинает осознавать, что считает. Складывает предметы, по какому – либо признаку, делится любимыми игрушками.

    Важно помнить, что у ребенка необходимо сформировать интерес к занятиям. Если этого не сделать, то сам по себе интерес может проснуться только к 10 годам. Так же придется научить малыша логически мыслить, понимать смысл задания, так как именно от этого зависит скорость совершаемых ним арифметических действий. Постарайтесь объяснить, что математика полезный и нужный для него предмет.

    Основные требования при обучении малыша счету, просты и заключаются в следующем:

    1. Занятие должно длиться не белее 30 минут. Желательно разбить время на 2-3 части и обучать на протяжении 5-10 минут в течение дня.
    2. Все, что вы выучили за день, следует повторить в следующий раз, постепенно усложняя задания.
    3. Если задачу, которую вы поставили, он решить не может – сразу упрощайте задание. Главное, чтобы обучение проходило легко и непринужденно, а малыш запомнил изученный материал.
    4. Объясните, что математика – это часть жизни, а не просто уроки по арифметике. В жизни можно посчитать все. Приводите примеры.
    5. Начинайте обучение потихоньку. Стремитесь добиться осмысленного запоминания. Дайте ребенку привыкнуть и понять суть предмета, и лишь потом запомнить информацию.

    Вычитаем вместе с мамой

    Например: постройте разговор в игровой или непринужденной форме. Старайтесь считать ступеньки в подъезде, елки в парке и во дворе, животных в зоомагазине, рыбок в аквариуме, картофель в тарелке, зайчиков в книжке. Попросите показывать вам предметы пальчиком и сосчитать до 10. Когда он освоит счет до 10, объясните, как выглядит два зайчика, три книжки, 4 кружки и т. д. Объясните, что два это не только два предмета, но и цифра 2, которая выражает количество предметов. Приведите примеры с другими цифрами. Предложите ребенку положить перед собой такое количество предметов, какую цифру вы показываете. А затем назвать цифру и показать ее в зависимости от того сколько у вас предметов в руке. Желательно процесс обучения закрепить, научив писать цифры, которые он видит. Вначале водите рукой ребенка, а потом предложите перерисовать увиденную цифру, предварительно назвав ее. Изучая цифры, развивайте логику малыша. А главное, не забывайте хвалить и говорить какой он молодец.

    Следующий достаточно непростой этап в обучении – это счет от 1 до 10 и от 10 до 1. Для этого он должен знать цифру, которая предшествует или стоит после заданного числа, цифру в промежутке между числами. Научите различать понятия больше и меньше. Попросите найти самые большие и самые маленькие предметы, убрать лишние в ряду, назвать недостающий предмет.

    Учимся складывать и вычитать в пределах 10

    Считаем быстро и правильно

    Складывать и вычитать в пределах десяти детей начинают учить в возрасте от 2 до 3 лет, когда ребенок уже понимает, что у него две руки, две ноги, два яблока. В настоящее время нет единого мнения, какой методики следует придерживаться, но одно можно сказать с уверенностью – найдите индивидуальный подход к вашему ребенку. Почувствуйте, какой способ усвоения материала для него наиболее приемлемый. Постоянно вносите разнообразные приемы в обучение и усложняйте задачу.

    Наиболее простым способом является обучение малыша складывать и вычитать на пальцах. Но более удобным способом — обучение на наглядных примерах. Вначале попробуйте их совместить. Попросите ребенка пересчитать все предметы вслух. Например: «У папы 4 банана. Разогни четыре пальчика. У мамы 1 банан. Разогни еще один пальчик. Скажи сколько всего бананов и сколько пальчиков?» А теперь посчитай и покажи: «У сестрички было 2 ореха. Покажи всем два пальчика. Сестричка отдала бабушке два ореха. Спрячь два пальчика. Сколько осталось? У сестрички ноль орехов. Нет ничего.»

    Затем разложите предмет на бумаге и повторите задачу. Попросите ребенка назвать все предметы и проговорить все математические действия. Следите, чтобы падежи были указаны правильно. Попросите выбрать или написать цифру, которая соответствует количеству складываемых или вычитаемых предметов. Написанное математическое действие он также должен проговорить.

    Веселая арифметика
    Приводя примеры, старайтесь, чтобы ребенок начал хорошо ориентироваться в понятиях «больше», «меньше», «поровну». Не стремитесь, чтобы он запомнил сразу, сколько будет 10 отнять 5 или 3 добавить 2. Главное, это понимание и осознание ним механизма складывания и вычитания. Так же ребенок должен усвоить, что, когда что-то складывают, всегда получается больше, а когда отнимает – меньше. При вычитании от большего всегда отнимается меньше, а при сложении число увеличивается. Затем необходимо научить его самостоятельно подбирать два числа, из которых состоит указанное вами число. Например: 6 состоит из пар чисел: три и три, два и четыре. Если ему трудно сразу определить нужную пару чисел, предложите разложить на кучки 6 предметов. Обязательно просите произнести вслух производимые им действия. Это поможет закрепить изученный материал.
    Если вы видите, что ваш малыш с легкостью справляется с составом числа, попробуйте предложить ему решить задачу. Но она должна быть простой. Указывайте предметы, которые он хорошо знает, с вопросами: «сколько» и « насколько». Например: «У тебя 8 карандашей, а у меня 2. Насколько карандашей у тебя больше?» или «Тебе 6 лет, а брату на 2 больше. Сколько брату лет?». Предложите самостоятельно записать названные вами цифры и полученный им ответ.

    Не менее важным этапом является объяснение связи сложения и вычитания. Ребенок должен усвоить, что вычитание — это обратная операция сложения. И если он это понял, попросите самостоятельно придумать несколько примеров.

    Помните, если вы хорошо выучили разложение чисел на составляющие и научили ребенка быстро понимать суть поставленной задачи и мыслить логически – это станет залогом того, что он быстро станет считать в уме. А значит, к нему придет уверенность. Появится желание найти решение задачи. А вы сможете ответить на вопрос: «Как научить ребенка складывать и вычитать?»

    Вместе с этим ищут и читают:

    Видео: Учимся считать весело и быстро

    Расширяем возможности до 20 и решаем примеры в уме

    Простые примеры для маленького умника

    Обучив считать ребенка до 10, мы часто задаем себе вопрос: как научить ребенка считать до 20? Но всем известно, что дети лучше воспринимает информацию, если имеют перед собой набор одинаковых предметов счета. Их можно взять в руки, что позволит закрепить полученную информацию. Поэтому для совершения математических действий в пределах 20 наиболее удобны палочки и кубики.

    Предложите ребенку построить в ряд 16 кубиков. Затем объясните, что число 16 состоит из десяти и шести. При этом выстройте два ряда, в одном должно быть 10 предметов, а в другом 6. Затем разложите число 14 и также разложите его на два ряда: 10 предметов в одном и 4 предмета в другом. Затем разложите число 20 на 10 и 10 предметов.

    Объясните ребенку, что числа от 1 до 20 всегда можно разложить на две ряда. Один ряд будет иметь 10 предметов, и называться полным десятком, а следующий ряд иметь от одного до 10 предметов и называется вторым десятком. Второй десяток может быть полным – если в нем 10 кубиков и неполным, если в нем от 1 до 9 кубика. Предложите ребенку несколько вариантов и убедитесь, что он понял, что такое полный и неполный десяток.
    Объясните, что кубики в пределах 20, можно складывать и вычитать. Например: Нам нужно к 15 прибавить 2. Для этого необходимо разложить 15 кубиков на два десятка. В первом ряду будет 10, десяток полный, а во втором ряду будет 5, десяток неполный. Прибавлять кубики можно только ко второму десятку, чтобы он стал полным.

    Считаем все вокруг

    Попросите ребенка поставить 2 кубика во второй ряд и посчитать от начала до конца. Затем скажите записать совершенное действие на бумаге, проговорив цифры вслух. Таким образом, в сознании ребенок соединится осязательное и логическое восприятие произведенного математического действия. Повторите пример несколько раз, но уже с другими числами и только когда вы убедитесь, что ребенок усвоил материал, переходите к вычитанию. Например: Нужно от 18 палочек отнять 6. Попросите построить 18 в два ряда, которые должны состоять из полного десятка – 10 и неполного – 8. Объясните, что вычитание производится из второго десятка и только если не хватает кубиков второго десятка, тогда можно взять из первого. Попросите отложить в сторону 6 палочек и записать на бумаге совершенное действие. Также повторите пример с вычитанием несколько раз. Главное — не спешите.

    При помощи приведенного ниже примера вы сможете объяснить, что для сложения и вычитания он может использовать как полный, так и неполный десяток. Во время счета ему необходимо разложить числа на составляющие так, чтобы восстановить полный десяток при сложении, а при вычитании отнять от полного десятка только то число, которого будет недоставать. Например: к 8 нужно прибавить 5. Для полного десятка у 8 не хватает 2. Их нужно взять из 5. То есть число 5 следует разложить на две составляющие — 3 и 2. В результате 8+2=10, а 10+3=13.

    Для решения примера на вычитание раскладывать на составляющие необходимо два числа. Например: из 15 вычесть 8.Число 15 делим на полный и неполный десяток: 10 и 5.Число 8 делим на два числа. Одно будет всегда соответствовать числу неполного десятка, из которого вычитаем. А именно на 5 и 3. Теперь вычитаем: 10 — 3 и 5 – 5, получаем 7.

    Важно! Возможно, у вас получиться все и не сразу, но помните, повторение – мать учения. А главное: изучив добавлению числа до 10, и вычитания в пределах 10 ребенок легко сможет производить расчеты устно и письменно. А обучение в первом классе для него пройдет быстро и увлекательно.

    Математика для первоклассника

    Дети решают примеры

    Чтобы ребенок научился считать в уме, вам также понадобится заняться его общим развитием. А именно: научить ориентироваться в пространстве, развивать логику и скорость мышления, гибкость восприятия. Он должен безошибочно понимать, что находится спереди, а что сзади от него, что слева, а что справа. Четко знать смысл понятий около, под, рядом с, внутри и снаружи. Разбираться в формах геометрических фигур и понимать их отличие, рассказать какую форму имеют предметы, окружающие его.

    Уделяйте особое внимание терминологии, используемой в учебнике, и проследите, чтобы он понимал, что от него хотят услышать. Используйте для обучения игры, примеры из жизни, графические диктанты, кроссворды, головоломки. Помните, ваш ребенок должен ясно и четко выражать свои мысли, уметь объяснить, что он понимает, а что нет, что ему нравится, а что нет и почему. Следите, чтобы речь его речь была ясной. Если вы не согласны с ребенком, попросите его объяснитесь свою позицию, привести аргументы в доказательство правоты. Помните, любая высказанная ним мысль, не должна остаться без вашего внимания, одобрения или разумной критики.

    Оценить:
    (1 голосов, оценка: 5,00 из 5)
    Поделиться: