Лого

    Пишем грамотно: эффективные методики обучения младших школьников

    Как научить малыша грамотно писать? Родители допускают серьезную ошибку, когда надеяться, что опытные учителя справятся с этим деликатным делом. А на практике получается, что около 75% школьников совершают ошибки во время письма. Однако не спешите винить учителей, которые не смогли научить ваше чадо элементарным навыкам. Возможно, проблема заключается не в отсутствии желания у ребенка учиться, а в дисграфии?

    Что собой представляет дисграфия?

    Начальное обучение

    При дисграфии малыши знают правила русского языка, но не могут применить их на практике. Вы скажете, что это невозможно, но статистика утверждает, что около 30% учеников младших классов страдают от этой проблемы. Для того чтобы удостовериться в том, что у крохи дисграфия, а не банальная лень, можно заглянув к нему в тетрадь.

    Если вы видите, как чадо путает гласные в словах с отчетливым произношение («родость» вместо «радость»), пропускает или не дописывает буквы, путает слоги, повторяет несколько раз одну и ту же букву, зеркально отображает некоторые буквы (и, в, б, г и тд.) — это может свидетельствовать о дисграфии. Еще одни характерные черты такого письма — неаккуратность, пропуск пробелов и знаков пунктуации. Обучать кроху в этом случае можно, но необходимо уделить этому пристальное внимание.

    Видео: Без ошибок с первых строк

    Учимся грамотности

    Регулируем время обучения

    Рассмотрим несколько приемов, которые считаются действенными в обучении крошек:

    • Читать по слогам. Старайтесь отчетливо произносить каждый слог и букву. Причем необходимо читать именно так, как пишется (например, не «шифанер», а «ш-и-ф-о-н-ь-е-р»). После такой тренировки карапуз не только научиться писать грамотно, но еще и поборет путаницу между произношением и написанием. При этом запоминаться новая информация будет за счет артикуляционной памяти.
    • Учимся списывать. Еще одним эффективным методом можно назвать списывание. Берем книгу, выбираем текст и усаживаем школьника переписывать текст. Действенность заключается в том, что есть такие люди, которые всегда пишут, как слышат. При этом ошибку они допускают, поскольку неправильно надиктовывают сами себе. Для этого попросите кроху быть внимательной и произносить слова так, как они записаны в книге. Если малышу тяжело не диктовать себе, попросите его зажать язык зубами. Таким образом активируется зрительное восприятие. После того, как чадо закончит, попросите его выразительно прочитать написанное, чтобы лучше усвоить и запомнить.
    • Прибегнем к помощи фонарика. Фонарик у нас будет выступать в роли «световой указки». Зачастую детки не понимают, когда вы просите прочесть их тот или иной слог, букву. Для того чтобы наглядно продемонстрировать свой вопрос, наведите лучом фонарика на букву или слог. Такой простой прием позволяет управлять памятью маленького умника. Когда глаз карапуза привыкнет к «подсветке», он сможет без ее помощи запоминать, как правильно пишутся слова. Но не забывайте, что управлять фонариком нужно правильно: подсвечивайте только те слоги и буквы, которые чаду проблемно прочесть.
    • «Задом-наперед». Этот прием предназначен для деток, которые допускают ошибки в окончаниях. Почему так происходит? Дело в том, что некоторые малыши акцентируют внимание только на начале слова. Для этого вам нужно «обмануть» зрение малютки. Просите ее прочесть задом наперед. При этом пусть читает по букве, постепенно добавляя новые. Таким образом можно выучить правописание словарных выражений, а также развить зрительную память.

    Обратите внимание на то, что описанные методики позволяют обучать крошек весело. Они будут думать, что принимают участие в увлекательной игре. Но не забывайте и об отдыхе. Если вы видите, что карапузу тяжело дается какой-то способ обучения, предложите другой. Иначе вы рискуете вовсе отбить у него интерес к знаниям.

    Несколько советов для родителей

    Учимся соблюдать правила

    Для того чтобы в школьном возрасте у вас не возникло проблем с грамотностью, важно дать малышу наиграться в детстве. Как это ни странно, исследования показали, что существует прямая зависимость между умением писать без ошибок и знанием элементарных детских забав. «Какая здесь связь?»- спросите вы. Такие игры имеют правила, соблюдая которые у ребенка формируется поведение и способность себя регулировать. Именно личная регуляция лежит в основе безошибочного письма.

    Маленьким умникам необходим свежий воздух, поэтому почаще выходите на улицу. Во время прогулок их мозг насыщается кислородом, что благотворно влияет на работоспособность. Как вариант — можно записать чадо в спортивную секцию, где развивается реакция, моторика и внимание. Для того чтобы расслабить маленького умника, делайте массаж шейной и затылочной части головы. Все эти рекомендации благотворно влияют на успеваемость школьников.

    Примите к сведению, что в большинстве случаев девочки справляются с диктантами лучше мальчишек. Это объясняется тем, что речевые центры у девочек расположены в обоих полушариях, а у мальчиков лишь в одном. Для того чтобы «включить» полушарие в процесс обучения, его необходимо «расслабить». А сделать это лучше всего с помощью игры.

    Не делать ошибки в диктантах очень просто. Но для этого вам потребуется терпение и достаточное количество времени, чтобы перевоспитать сорванца. Не надейтесь на мгновенный результат, поскольку для этого могут потребоваться недели, а то и месяцы. Именно такое количество времени нужно мозгу, чтобы превратить новую информацию в автоматизм. Но с каждым последующим занятием результаты будут все значительнее и виднее. Если у крохи не получается, не стоит на нее кричать. Старайтесь объяснять по 100 раз, если потребуется. Только ваше терпение и доходчивое объяснение поможет сдвинуть учебу с мертвой точки. Не забывайте хвалить школьника — добрые слова могут его воодушевить и процесс обучения пойдет быстрее.

    Оценить:
    (Проголосуй первым!)
    Поделиться: