Содержание
Период становления речи
Четкость, ритмичность, грамотность и чистота речи не являются природным даром, а приобретаются ребенком в ходе развития благодаря усилиям. По статистике, не так много современных детей имеет богатый словарный запас и правильно поставленную речь. К сожалению, родители нередко не уделяют большого внимания развитию речевых способностей в дошкольном возрасте, и малышу ничего другого не остается, как осваивать родной язык самостоятельно, посредством телепередач и разговоров окружающих его людей. Чтобы не допустить проблем с произношением, важно заниматься, выполняя различные упражнения и играя в игры, позволяющие расширить речевые знания. Специалисты в области логопедии разработали ряд приемов и развлечений, позволяющих избавится от возможных проблем. Картотека игр, использующихся для улучшения произношения, рассчитана на разный возраст и способности крохи.
Использование артикуляционной гимнастики и скороговорок
Современные логопеды и родители, желающие способствовать улучшению произношения детей, используют разнообразные игры на развитие речи. Прежде всего, с этой целью применяется артикуляционная гимнастика, позволяющая научить кроху правильно произносить звуки и обеспечить хорошую подвижность и дифференцированную работу органов, принадлежащих к артикуляционному аппарату. Такая гимнастика вырабатывает четкость и согласованность движений органов, отвечающих за создание звуков.
Развитию речи детей помогает произношение поговорок и скороговорок. Разучивание подобных стишков способствует улучшению дикции и обогащению словарного запаса. Подобные развлечения полезны и для школьников, уже имеющих определенные проблемы.
Если чадо пропускает окончания или слоги, разговаривает невнятно, не соблюдая интонацию, либо его речь слишком медленная, а слова растянуты, использование скороговорок придется как нельзя кстати. Согласно данным, полученным в ходе наблюдений, у детей с хорошей дикцией лучше успехи в школе. Кроха с хорошо развитыми речевыми навыками с ранних лет отлично справляется с устными заданиями.
Вместе с этим ищут и читают:
Скороговорки для развития речи и дикции для детей
и
Методика зайцева для развития речи ребенка или изучение букв
Видео: Помогаем ребенку заговорить
Игровое интервью
Для улучшения речевых навыков ребенка многие родители используют детские игрушки и игры. Нередко в логопедической практике применяется игровое интервью, направленное на то, чтобы дошкольник научился отвечать на вопросы четко и развернуто, и мог правильно строить диалоговое общение. Такое занятие, интересное для детей начиная с четырех лет, поможет научить формулированию вопросов, отображая в них основную мысль. Для этого родителю предлагается сыграть роль известного человека, а крохе – выполнить функцию журналиста.
Интервью способствует развитию произношения, памяти и социальных навыков начиная с ранних лет. Таким образом, даже не используя детские игрушки, словарный запас увеличится и появится способность ведения диалога. Важно, чтобы в ходе подобных развлечений чадо научился задавать вопросы таким образом, чтобы тот, с кем он ведет разговор, смог дать развернутый ответ. Освоив этот навык, можно предложить юному журналисту поменяться ролями.
Видео:Придумаем сказку
Беседы по описанию картинок
Еще одна популярная забава для развития речи детей – беседа по картинкам. Эти игрушки могут быть выполнены своими руками и отлично подходят для малышей от трех до шести лет. Главная проблема ребенка дошкольного возраста чаще всего заключается в применении ситуативных речевых навыков, уместных только до трех лет. С этого возраста кроха должен постепенно учиться построению отвлеченного разговора, не имеющей связи с ситуацией или предметами. В этот период важно познакомить дошкольника с основными грамматическими правилами.
Начать развлечение можно с наводящих вопросов, которых нужно задать как можно больше, чтобы кроха включился в диалог. Если малышу не удается самостоятельно построить ответ либо он отвечает односложными предложениями, взрослому рекомендуется самому дать развернутый ответ. При этом важно удерживать атмосферу так, чтобы кроха не почувствовал скуки и не подумал, что находится на уроке. Такая забава позволяет ребятам старше трех лет познакомиться с правильным грамматическим построением предложений. Если заниматься по такой схеме регулярно, школьник сможет самостоятельно научиться использовать в предложениях наречия, вопросительные слова и сложные словосочетания.
Игра для совершенствования произношения
Своими руками можно подготовить еще одну полезную игру для развития речевых способностей умника в возрасте от пяти до семи лет. Называется “Что бы это значило?”. Ее использование позволяет развить фантазию, логику и устную речь. В ходе такого упражнения кроха узнает, какую роль отыгрывает эмоциональная окраска и интонация в разговоре.

Предлагаем умнику объяснить, что означает подготовленное ранее предложение. Для этого подходят фразеологические элементы, поговорки и пословицы. Подготовить карточки с предложениями можно своими руками, но выбирать их нужно так, чтобы в них ощущалась эмоциональная окраска. Каждое словосочетание или фраза должна разбираться вместе с малышом.
Для малышей помладше подойдет еще одна игра, направленная на увеличение словарного запаса и знакомство с синонимами. В ходе упражнения понадобится книга с картинками. Можно использовать специальные издания с заданиями и текстами, помогающие малышу познать мир новых слов. Рассматривая вместе картинки, нужно задавать игроку вопросы, чтобы он описывал предметы и явления.