Лого

    Как развивать память и внимание у маленького школьника в форме игры

    Особенности развития памяти и внимания у детей 4-6 лет

    Как развивать разные виды памяти

    Память человека по способу восприятия информации принято подразделять на двигательную, эмоциональную, образную (зрительную) и словесно-логическую. Также память подразделяют на долговременную, кратковременную и оперативную. Наиважнейшей является долговременная память, позволяющая накапливать опыт, новые знания и умения. Кратковременной мы пользуемся каждый день, получая информацию. Мы ее запоминаем, используем и постепенно забываем. А оперативная – это такой промежуток, в котором мы мгновенно решаем, куда новая информация пойдет, в долговременную или в кратковременную память.
    У детей 4-6 лет преобладает образная память: что было ярким, выделяющимся и выразительным, то и запомнилось. Иногда это второстепенные признаки, а главное от ребенка ускользнуло. У дошколенка уже есть двигательная память – запоминает танцевальные движения, упражнения и активные игры, какой-то алгоритм действий. Но главная особенность, что характер запоминания непроизвольный, не зависящий от усилий воли. Определяется он деятельностью ребенка и ее качествами.
    Такая память достаточно эффективна к тем предметам, действиям и событиям, которые интересны, эмоционально окрашены. Поэтому дети 4-6 лет легко запоминают ритмичные стихи, сказки и целые фразы из фильмов, где они сопереживают героям.

    Развиваем внимание детей

    Внимание у детей дошкольного возраста бывает внешним и внутренним. Внешнее проявляется еще в грудничковом возрасте, когда ребенок начинает реагировать на внешние раздражители, такие как звук, свет или запах. Ребенок оборачивается в сторону источника звука или света. Внутреннее внимание − это обращение ребенка к собственным переживаниям, мыслям и фантазиям.
    У внимания есть определенные свойства:

    • объем;
    • концентрация;
    • устойчивость;
    • распределение;
    • переключаемость;
    • избирательность;
    • произвольность.

    Сбой в любом из свойств ведет к нарушениям процессов внимания и памяти в целом. Благодаря вниманию мы имеем своеобразный фильтр в информационном потоке − предохранитель мозга от перегрузок.

    Вместе с этим ищут и читают:

    Видео: Игровые метод для развития памяти вашего ребенка

    Развиваем внимание и память

    К 5-6 летнему возрасту у малыша постепенно начинает развиваться и произвольная память. Сознательное припоминание или специальное запоминание проявляется эпизодами. Например, при выполнении просьбы или упражнения, которые когда-то уже выполнялись. Допустим, когда девочка одевает куклу, она точно вспомнит перечень одежды для игрушки. Но спросите вы ее безотносительно игры, какая одежда есть у куклы, ребенок не вспомнит весь ее гардероб. Умело используя возрастные особенности при помощи активных игр и эмоциональных занятий, можно развить навыки произвольного внимания и памяти у ребенка.

    Развитие внимания детей-дошкольников с помощью игр

    Развиваем память у детей

    В возрасте 4-6 лет внимание детей становится неотъемлемой частью процесса формирования личности. Проявления внимания связаны, например, с четким выполнением правил и инструкций игры. Если задания постепенно усложнять, то развивается соответствующий навык, волеизъявление быть внимательным.
    Упражнения и игры должны развивать не только свойства внимания, но и определенные качества личности для успешной адаптации в обществе. Научить ребенка быть внимательным к деталям, частностям, а не только к общему смыслу, вычленять главное и второстепенное – задача развивающих занятий.

    Развлечения на развитие памяти

    Развлечения для развития памяти

    Память также является составляющей процесса становления полноценной личности. Поэтому в возрасте 3-4 лет у ребенка формируются первые устойчивые воспоминания. Для развития памяти существуют свои развлечения и упражнения. Одни направлены на тренировку двигательной памяти, другие − развивают зрительную и слуховую. Упражнения для ассоциативной, словесно-логической памяти еще и развивают мышление.
    Запоминание напрямую связано с речью ребенка, его словарным и понятийным запасом. Отсюда игры со стихами и речевками, считалки и песенки, аудио сказки и книжки, которые потом пересказываются по памяти. Поскольку у дошколят преобладает эмоциональная память, развивать остальные виды запоминания нужно в форме развлечений. Сочетание в играх двигательной активности, логических правил и эмоций развивает одновременно несколько свойств запоминания.

    Важно! Мелкая моторика способствует развитию речевого аппарата, что, в свою очередь, тренирует словесно-логическую память. Тому примером служит занятие аппликацией, где ребенок может самостоятельно научиться вырезать фигурки и клеить их в соответствующем порядке.

    Игры для детей на развитие памяти

    Игры для развития внимания

    Упражнения и игры на тренировку запоминания должны активировать различные участки мозга, отвечающие за соответствующие виды памяти.
    «Чудесные слова»
    Упражнение для тренировки слуховой и словесно-логической памяти, ассоциативного мышления. Подойдет для пяти-шестилеток. Выбирается десять смысловых пар слов, например, груша-яблоко, огурец-помидор, шарф-шапка. Слова читают ребенку 3 раза, выделяя интонационно смысловые пары. После этого называют малышу одно слово из пары, а он должен дополнить его вторым по смыслу. Эти же пары слов можно попросить ребенка назвать спустя время – это будет упражнением для долговременной памяти.
    «Найди отличия»

    Найди отличия
    Эту игру любят и взрослые и дети. Сложность ее должна соответствовать возрасту и знаниям ребенка о предметах, явлениях и их свойствах. Игра развивает зрительную, словесно-логическую память, учит концентрации и быстрому запоминанию. Детям показывают картинки с хорошо знакомым предметом. Например, дом с окошками, дымоходом и крылечком. На первой картинке в окошке шторы в горошек, а из трубы идет дым, или на крылечке сидит птичка. На второй картинке или шторы другого цвета, или дыма нету, или птичка улетела. Малыши должны найти отличия на иллюстрациях.
    «Делай, как я»
    Упражнение на развитие двигательной памяти. Подойдет как трехлеткам, так и детям 5-6 лет. Взрослый за спиною у ребенка совершает движения его телом, например, поднимает одну руку, отставляет ножку в сторону, или хлопает в ладоши ручками малыша. Затем ребенок должен повторить самостоятельно эти упражнения в том же порядке. Потом можно поменяться с карапузом местами и продолжить игру.

    Игры на улучшение внимательности детей 4-6 лет

    Съедобное-несъедобное

    Основными свойствами, которые определяют качество и уровень нашей внимательности, являются концентрация и устойчивость. Чтобы сконцентрироваться и удержать внимание на чем-либо, необходимы определенные волевые усилия. Поэтому игры для дошкольников направлены на тренировку воли и свойств внимания.
    «Съедобное-несъедобное»
    Самая простая игра из детства, которую наверняка помнят взрослые. У ребенка 4-6 лет понятийный и речевой аппараты сформированы в достаточной мере, чтобы усвоить правила этой игры. Малышу бросают мяч и произносят слово. Если слово обозначает предмет, который можно съесть, ребенок ловит мяч. Если это предмет несъедобный, карапуз отбивает мяч в сторону. Можно играть вдвоем или группой. Очень веселая и задорная игра. Дети ее любят. Развивает такие свойства внимания, как избирательность, концентрацию и переключаемость. Плюс дополнительно расширяет словарный запас и понятийный аппарат. Можно вводить постепенно новые понятия о предметах и развивать также память.
    «Где чей домик?»

    Развлечение кто где живет
    Очень популярная игра у детей. На картинке нарисованы различные животные и их жилища в произвольном порядке. Соединены зверюшки и соответствующие им домики линиями. Правила предлагают ребенку определить кому какое жилище принадлежит. А проследить путь к домику нужно по линии взглядом. Если на первых порах сложно, можно предложить малышу использовать карандаш. Потом от него отказаться, когда ребенок освоится в полной мере. Игра на развитие концентрации внимания, свойство распределения, избирательности и произвольности.
    «Хозяин и тень»
    Увлекательное умственное и физическое упражнение. Ребенок становится вашей тенью и повторяет за вами движения. Например, вы называете и показываете простые действия: плыву, танцую, играю. Малыш должен как можно точнее повторить движения. Усложнить можно игру, не называя действие, а только изображая. Когда ребенок угадает и назовет его, тогда и показывает. Потом можно поменяться местами. Вам и малышу будет забавно и радостно участвовать в такой игре. Развивает у детей, помимо внимания, умение чувствовать другого человека, становиться на его место. Дает навыки межличностного общения.

    Важно! Внимательность и память зависят от психологических, генетических и наследственных факторов. Но развивать, тренировать, улучшить эти качества возможно и нужно. Потому что память и внимание – это фундамент для развития интеллекта и личностных качеств.
    Оценить:
    (1 голосов, оценка: 5,00 из 5)
    Поделиться: